Водяные насосы автомобилей LADA – ремонт.
Водяные насосы автомобилей LADA – ремонт.
ТИ 3100.25100.40175
1. Типы насосов и конструктивные особенности
На автомобилях LADA применяются водяные насосы центробежного типа, служащие для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя.
На задне- и полноприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2101, 21073, 21213, 21214, рисунок 1. На переднеприводные автомобили устанавливаются насосы типа 2108, 2109, 2112, рисунок 2. Применяемость водяных насосов на а/м LADA указана в таблице 1, основные детали – в таблице 2.
Основные отличия приведены на рисунках 3-8.
Рисунок 1. Детали водяного насоса задне- и полноприводных автомобилей.
1 – ступица; 2 – винт стопорный; 3 – подшипник в сборе с валиком; 4 – крышка; 5 – прокладка; 6 – сальник; 7 – крыльчатка; 8 – корпус.
Рисунок 2. Детали водяного насоса переднеприводных автомобилей.
1 – шкив; 2 – винт стопорный; 3 – подшипник в сборе с валиком; 4 – корпус; 5 – сальник; 6 – крыльчатка.
Рисунок 3. Корпус насоса 2101, 21073.
Корпус 21073 имеет маркировку 21073-1307015, отличается от корпуса 2101 формой улитки. Корпусы взаимозаменяемы.
Рисунок 4. Сальник.
А – сальник 2101-1307013; Б – сальник 2108-1307013
Рисунок 5. Крыльчатки водяного насоса.
Крыльчатки водяного насоса отличаются по внешнему виду и материалу, из которого они изготовлены. Крыльчатки 2101, 21073 и 2108 выполнены из чугуна, крыльчатки 21213, 2109 выполнены из полиамида.
Рисунок 6. Шкив привода водяного насоса 2108-1307040,2112-1307040, 21126-1307040.
Ширина зубчатого венца шкива 2112 равна 35 мм.
Ширина зубчатого венца шкива 2108 равна 26,5 мм.
Ширина зубчатого венца шкива 21126 равна 32 мм
Рисунок 7. Корпус водяного насоса.
А – корпус 2108-1307015; Б – корпус 2112-1307013
Корпус 2112 имеет четыре бобышки.
Корпус 2108 имеет три бобышки
Рисунок 8. Подшипник водяного насоса в сборе с валиком.
Подшипники 2101-1307027 и 2108-1307027 двухрядные шариковые, подшипники 2110-1307027 комбинированные (передний ряд роликовый, задний шариковый). Длина валика подшипников 2101 в сборе составляет 115 мм, а длина валика подшипников 2108 и 2110 в сборе составляет 92 мм. Подшипники 2110 в сборе имеют маркировку “Р” на торце валика со стороны роликового ряда, также отсутствует кольцевая канавка “А“.
Таблица 1.
Применяемость водяных насосов на двигатели ВАЗ.
Таблица 2.
Основные детали водяных насосов.
Замерить осевой зазор подшипника на водяном насосе в сборе (индикатор ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8).
Не допускается:
– осевой зазор в подшипнике более 0,15 мм (для насосов задне- и полноприводных автомобилей);
– осевой зазор в подшипнике более 0,13 мм (для насосов переднеприводных автомобилей). При зазоре более указанных величин произвести ремонт водяного насоса.
2. Разборка.
Работы выполнять в соответствии с требованиями “Правил по охране труда на автомобильном транспорте” ПОТ РМ-027-2003 и инструкций по охране труда, действующих на предприятии.
2.1 Разобрать водяной насос.
Для водяных насосов задне- и полноприводных автомобилей:
– отвернуть четыре гайки М8 и снять крышку корпуса (тиски, головка сменная 13, вороток);
– установить съемник и спрессовать ступицу шкива вентилятора (съемник универсальный типа 11051 ф/’Stahlwille”);
– вывернуть стопорный винт, выпрессовать подшипник вместе с крыльчаткой в сторону сальника (приспособление 67.7853-9563 для выпрессовки и запрессовки подшипника, отвертка плоская);
– установить съемник, спрессовать крыльчатку и снять сальник (съемник универсальный типа 11051 ф. “Stahl wille”).
Для водяных насосов переднеприводных автомобилей:
– спрессовать с валика водяного насоса шкив (тиски, съемник универсальный типа 11051 ф/’Stahlwille”);
– вывернуть стопорный винт подшипника и выпрессовать из корпуса 1, рисунок 9, валик с подшипником и крыльчаткой 2 (тиски, съемник универсальный, отвертка плоская);
– спрессовать крыльчатку с валика и снять сальник водяного насоса (съемник универсальный типа 11051 ф. “Stahl wille”).
Рис. 9. Выпрессовка валика из корпуса насоса.
2.2 Промыть детали и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).
3. Контроль и сортировка деталей.
3.1 Произвести осмотр деталей.
Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям настоящей инструкции, а также прокладка и сальник подлежат замене.
Не допускаются: трещины, сколы, задиры, раковины, срыв резьбы более чем на два витка, заедание при вращении подшипника.
4. Сборка.
Для водяных насосов задне- и полноприводных автомобилей:
– запрессовать сальник в крышку корпуса (оправка 41.7853-4028);
– запрессовать новый подшипник с валиком в крышку, совместив гнездо стопорного винта с отверстием в крышке корпуса, завернуть и зачеканить отверстие стопорного винта (стакан технологический, оправка 67.7853-9563, бородок);
– запрессовать ступицу шкива вентилятора на валик (стержень технологический диаметром 25 мм, длиной 20 мм, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1);
Рисунок 10. Насос в собранном виде.
Рисунок 11. Эскиз оправки.
– с помощью оправки, рисунок 11, напрессовать на валик крыльчатку; проверить размер 0,9-1,3 мм, рисунок 10 (пресс гидравлический типа КС-125/КС-126 с ручным приводом, оправка (самоизготовление), рисунок 11, набор плоских щупов);
– установить прокладку и соединить крышку с корпусом (ключ торцовый 13).
Для водяных насосов переднеприводных автомобилей:
– установить корпус 1, рисунок 12, водяного насоса в тиски и запрессовать сальник 2 в крышку корпуса (тиски, оправка 41.7853-4028, молоток);
Рисунок 12. Запрессовка сальника.
– запрессовать валик 1, рисунок 13, с подшипником в корпус 2 водяного насоса до совмещения гнезда и отверстия под стопорный винт (оправка типа 67.7853-9563, стакан технологический, молоток);
– завернуть стопорный винт подшипника и зачеканить отверстие стопорного винта (отвертка плоская, бородок, молоток);
Рисунок 13. Запрессовка валика с подшипником в корпус водяного насоса.
– напрессовать шкив 1, рисунок 14, на валик заподлицо с торцем (стержень технологический диаметром 25 мм, длиной 20 мм, пресс электрогидравлический типа ОМА 665 ф. “ОМА” (Италия);
– напрессовать крыльчатку на валик насоса (пресс электрогидравлический типа ОМА 665 ф. “ОМА” (Италия), стакан технологический).
Рисунок 14. Напрессовка шкива на валик водяного насоса.
Предъявить водяной насос ОТК.
ОТК проверить выборочно качество проведенного ремонта пооперационно в процессе выполнения работ.