Электрооборудование. Дизельный двигатель модели ЗМЗ-5143.10 – руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту (2006 год).
5. Электрооборудование.
На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока.
Номинальное напряжение – 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С “массой” двигателя соединены все клеммы “-” (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.
Стартер с редуктором, дистанционным электромагнитным включением.
Генератор с номинальным напряжением 14 В и максимальной токоотдачей в нагретом состоянии не менее 90А с выводами фазы и дополнительных диодов.
Генератор агрегатирован с вакуумным насосом.
Ремонт электрооборудования производится на специализированных СТО.
5.1 Генератор с вакуумным насосом.
Генератор синхронный переменного тока 6 003 GB5 011 фирмы «BOSCH» с электромагнитным возбуждением со встроенным регулятором напряжения, выпрямительным блоком и вакуумным насосом (на валу генератора).
Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля. Вакуумный насос на валу генератора служит для создания вакуума в вакуумном усилителе тормозов и в системе рециркуляции отработавших газов.
5.1.1 Технические данные:
Направление вращения (со стороны шкива) | правое |
Номинальное напряжение, В | 14 |
Максимальный ток, А | 90 |
Ток отдачи, при напряжении 14 В, температуре окружающей среды 25 ±10 ºС в горячем состоянии и частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹: | |
1100 | 0 |
1500 | 34 |
6000 | 90 |
Объем рабочей камеры вакуумного насоса, см³ | 50 |
Давление масла, кгс/см² | 3,5 |
Емкость вакуумной системы, л | 20 |
Время (с) достижения вакуума 800 мбар при частоте вращения ротора генератора, мин⁻¹: | |
1800 | 70 (max) |
3000 | 46,5 |
5.1.2 Устройство и эксплуатация.
Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем с передаточным отношением 2,4. Схема привода показана на рисунке 24.
Вакуумный насос вместе с крышкой тремя болтами прикреплён к генератору.
Ротор с лопатками насоса установлен на шлицевом конце вала ротора генератора.
При вращении ротора лопатки прижимаются к внутренней поверхности корпуса и создают в зоне штуцера отбора вакуума разрежение. Трущиеся поверхности смазываются моторным маслом из системы смазки двигателя, которое подается через нагнетательный шланг 6 (Рисунок 37) и штуцер 7, расположенный на крышке насоса.
Воздух из вакуумного усилителя тормозов и клапана рециркуляции и излишки смазки отводятся через штуцер и шланг 9 в масляный картер двигателя.
Внимание!
- Для предотвращения выхода из строя вакуумного насоса запрещается эксплуатировать генератор, не присоединив шланг подвода масла 6 (Рисунок 37) к вакуумному насосу.
Недопустимо также эксплуатировать двигатель с отсоединенными шлангами вакуумной системы от штуцеров вакуумного насоса 1, 2, т.к. это приведет к повышению давления в картере и повышенному расходу масла на угар.
Рисунок 37. Схема подключения вакуумного насоса.
1 – щтуцер подвода разрежения к вакуумному усилителю тормозов; 2 – штуцер подвода разрежения к клапану рециркуляции; 3 – генератор; 4 – вакуумный насос; 5 – штуцер блока цилиндров; 6 – шланг подвода масла в вакуумный насос; 7 – штуцер вакуумного насоса; 8 – патрубок масляного картера слива масла из вакуумного насоса; 9 – шланг слива масла из вакуумного насоса
При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор электролита, антифриза и т.д.
Необходимо при эксплуатации следить:
– за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы);
– за правильным натяжением ремня привода агрегатов 4 (Рисунок 24) (слабо натянутый ремень не обеспечивает эффективную работу генератора, а натянутый слишком сильно приводит к разрушению его подшипников).
Рисунок 24. Схема привода вспомогательных агрегатов.
1 – шкив коленчатого вала привода водяного насоса и генератора; 2 – зубчатый шкив привода ТНВД; 3 – натяжной ролик; 4 – ремень привода генератора и водяного насоса; 5 – шкив генератора; 6 – натяжной ролик ремня привода ТНВД; 7 – шкив ТНВД; 8 – зубчатый ремень привода ТНВД; 9 – шкив вентилятора; 10 – ремень привода вентилятора и насоса ГУР; 11 – шкив насоса ГУР; 12 – направляющий ролик; 13 – шкив водяного насоса
5.1.3 Особенности технического обслуживания.
Работоспособность генератора контролируют по сигнализатору неисправности генератора (контроль заряда аккумуляторной батареи) и указателя напряжения, расположенным на комбинации приборов. При работоспособном генераторе сигнализатор не горит, а стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы.
В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.
При ТО-2 необходимо очистить генератор от грязи, проверить надежность его крепления к двигателю и соединения проводов с выводами генератора.
Техническое обслуживание вакуумного насоса заключается в замене лопаток через 125 тыс.км, одновременно с заменой щеток генератора. При отказе насоса, что определяют по разрежению в тормозной системе на холостых оборотах двигателя ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см²), необходимо снять насос, отвернув для этого три болта, снять крышку, отметив ее положение, осмотреть лопатки и уплотнительные кольца.
Детали, вышедшие из строя, заменить. Собирать в обратном порядке.
5.1.4 Возможные неисправности и методы их устранения.
Таблица 3.
Причина неисправности | Метод устранения |
Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля | |
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса | Отрегулировать натяжение ремня |
Неисправен регулятор напряжения | Отрегулировать натяжение ремня |
Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора | Заменить ротор на СТО |
Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока | Заменить выпрямительный блок на СТО |
Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании | |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Изношены щетки генератора | Заменить щетки |
Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца | Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине |
Обрыв в обмотке возбуждения генератора | Заменить ротор на СТО |
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне | |
Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах | Отрегулировать натяжение ремня |
Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, поврежден провод | Затянуть наконечники или заменить провод |
Неисправна аккумуляторная батарея | Заменить аккумуляторную батарею |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне | |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Повышенный шум генератора
Изношены подшипники |
Заменить подшипники на СТО |
Ротор задевает за полюса статора | Заменить генератор |
5.2 Стартер.
Стартер DW–12V, 2,0 kW, B 001 116 163, фирмы «BOSCH» постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, со встроенным планетарным редуктором, установлен с правой стороны двигателя. Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, планетарного редуктора, привода с муфтой свободного хода роликового типа, электромагнитного тягового реле.
5.2.1 Основные технические характеристики.
Номинальное напряжение, В | 12 |
Максимальная мощность, кВт | 2 |
5.2.2 Особенности технического обслуживания.
При ТО-2 проверить чистоту и надежность соединений, очистить от грязи, проверить надежность крепления стартера к двигателю.
5.2.3 Возможные неисправности и методы их устранения.
Таблица 4.
Причина неисправности | Метод устранения |
При включении стартер не работает | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле, отсутствие электрической цепи между силовыми контактами реле | Заменить тяговое реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания «+» или в цепи питания «-» | Восстановить цепь питания |
Отсутствует контакт между щетками и коллектором | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, заменить щетки.
Проверить, не заедают ли щетки в щеткодержателях |
Не работает дополнительное реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
Обрыв цепи в стартере | Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером или вращается медленно | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядить батарею |
Замаслен или загрязнен щеточно-коллекторный узел | Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине |
Подгорели контакты тягового реле | Заменить реле |
Короткое замыкание в обмотке якоря | Заменить якорь |
Плохой контакт двигателя с массой автомобиля | Обеспечить надежный контакт |
Неисправен планетарный редуктор | Устранить неисправность |
Применяемое в двигателе масло не соответствует сезон | Заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Приварилась контактная пластина к контактным болтам | Заменить реле |
Приварились контакты дополнительного реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядить батарею |
Неисправно дополнительное реле стартера 711.3747-02 | Заменить реле |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить реле |
Неисправен замок выключателя пуска | Заменить замок выключателя пуска |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Неисправен привод | Заменить привод |
Шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле | |
Забиты торцы зубьев маховика | Зачистить торцы зубьев венца маховика или заменить его |
Заедание шестерни на валу из-за отсутствия или некачественной смазки | Очистить вал и шлицы от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-221 или ЦИАТИМ-203 |
Фрезеровка зубьев шестерни привода | Заменить привод |
Предупреждение!
- Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 15 с. Повторно включать стартер можно не раньше, чем через 1 мин, допустимое число повторных включений не более трех. Если двигатель при этом не пускается, необходимо обнаружить и устранить возникшую неисправность (см «8.2 Возможные неисправности двигателя и методы их устранения».).