Меню Закрыть

Технические характеристики. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

Технические характеристики. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.

2. Технические характеристики двигателей.

Таблица 1. Техническая характеристика и состав двигателей.

Показатели ЯМЗ-651 ЯМЗ-6511 ЯМЗ-6512
Тип двигателя четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов, с системой рециркуляции выпускных газов (EGR), охладителем отработавших газов
Число цилиндров 6
Порядок работы цилиндров 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4
Нумерация цилиндров см. Приложение В
Направление вращения коленчатого вала правое
Диаметр цилиндров, мм 123
Ход поршня, мм 156
Рабочий объем, л 11,12
Степень сжатия 16,4
Допустимые углы кренов
двигателя, град., не более:
     
продольное 25 (30*)
поперечное 25
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 303 (412) 266 (362) 235 (320)
Номинальная частота вращения, мин⁻¹ 1900 ± 25 2000 ± 25
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 1911 (195) 1765 (180) 1569 (160)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин⁻¹ 1200 – 1400 1100-1400
Частота вращения холостого хода, мин⁻¹:      
минимальная 700±50
максимальная, не более 2450
Минимальный удельный расход топлива при частоте 1100…1300 мин⁻¹, г/кВт·ч (г/л.с.ч) 193 (142) 195 (143) 196 (144)
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт·ч (г/л.с.ч) 208 (153) 212 (156) 216 (159)
Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг·ч 65 58,5 52,5
Относительный расход масла на угар, % от расхода топлива не более 0,1
Способ смесеобразования непосредственный впрыск
Блок цилиндров шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен усилитель жесткости
Головка цилиндров общая на шесть цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется
Поршень составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем
Поршневые кольца

на поршень устанавливается комплект поршневых колец:

– первое компрессионное кольцо износостойкое имеет в сечении 2-х стороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой;

– второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения (минутное);

– маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом

Крышка передняя из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди
Шатун стальной, с прямым разъемом
Маховик чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером
Гильза цилиндра “мокрого” типа, чугунная
Вал коленчатый стальной, штампованный, коренные шейки Ø 102 мм, шатунные Ø77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7
Подшипники коленчатого вала: шатунные, коренные скольжения, со сменными вкладышами
Вал распределительный стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7
Число клапанов на один цилиндр два впускных и два выпускных; управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы
Зазор между траверсой и коромыслом, мм:      
впускной 0,4
выпускной 0,7
Высота подъема клапанов, мм 13,05
Механизм поворота коленчатого вала на картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой; для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью приспособления 1380 (см. Приложение Г), вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал
Система смазки смешанная, с “мокрым” картером
Масляный насос шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1
Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95 °С, кПа (кгс/см²):      
при номинальной частоте вращения 400-650 (4,0-6,6)
при минимальной частоте вращения, не менее 100 (1,0)
при срабатывании датчика аварийного давления масла 60-80 (0,61-0,81)
Система охлаждения масла жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубкой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, устанавливается на правой стороне блока цилиндров
Масляный фильтр:      
грубой очистки два, полнопоточные, со сменными фильтрующими элементами (650.1012075)
тонкой очистки центробежный, со сменным патроном
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей
Водяной насос (651.1307010) центробежный, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1
Вентилятор с муфтой включения (651.1308010) вентилятор с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой с управлением ОТ ЭСУ двигателя
Система топливоподачи Common Rail System 2 (Bosch) с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см²)
Система управления подачей топлива 650.3763010 (0 281 020 111) микропроцессорный блок EDC7UC31, фирмы R.BOSCH (Германия)
Жгут форсунок в сборе 650.3724010 фирмы BOSCH
Жгут датчиков двигателя в сборе 651.3724012 фирмы BOSCH
Жгут промежуточный в сборе 651.3724014 фирмы BOSCH
Топливный насос высокого давления 650.1111005 (0 445 020 086), с шестеренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1 модели CP 2.2 +, фирмы BOSCH
Форсунки 651.1112010, электроуправляемые, фирмы BOSCH
Топливные фильтры:      
грубой очистки топлива полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом; фильтр устанавливается на автомобиле
тонкой очистки топлива (650.1117011)*; (650.1117010)** полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами (650.1117039) и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года
Наддув газотурбинный, с охладителем наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на автомобиле
Турбокомпрессор (651.1118010) с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, модели S300G. фирмы Borg Warner
Пусковое устройство (650.3708010) электрический стартер, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 5,5 кВт, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 А·ч
Генератор
(650.3701010)
переменного тока, номинальное напряжение 28 В, максимальный ток нагрузки 90 А; привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1
Реле включения средства облегчения пуска (650.3740010) модель V23132-B2002-A100
Заслонка в системе выпуска отработавших газов (651.3570010) с пневматическим приводом
Компрессор пневмотормозов (650.3509009) двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа
Электромагнитный клапан привода заслонки EGR Модели 408850600000000000, фирмы Norgren
Заслонка системы рециркуляции выпускных газов Модели KS 560052-02, фирмы Klubert&Schmidt
Насос гидроусилителя руля Модели LF78-25-25-100-R-MMB-78-11
Габаритные размеры, мм:      
длина 1286
ширина 935
высота 1126
Масса незаправленного двигателя, кг 1030
Масса заправленного маслом двигателя в сборе в комплектности поставки, кг 1150
Заправочные объемы, л:      
Система смазки двигателя:      
сухой двигатель 36,4
с заменой фильтров 34
Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора) 36

* выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя

2.1. Смазка.

Таблица 2. Давление масла.

Давление масла в магистрали блока цилиндров прогретого двигателя (до 85-90 °С) при номинальной частоте вращения должно находится в пределах 400-650 кПа
Смазка под давлением шестерёнчатым насосом
Масло

(см. “Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ”).

спецификации и рабочие температуры

2.2. Моменты затяжки.

Определения.

Различаются следующие типы затяжки:

– затяжка с моментом (в Нм);

– затяжка по углу (в °);

– затяжка момент-угол (в Нм +°).

Моменты, заданные в Нм, являются номинальными моментами (средняя величина, рассчитываемая на основе минимального и максимального моментов).

Класс точности затяжки, в зависимости от приложенного номинального момента затяжки, определяет его процентный допуск.

Классы точности затяжки.

Класс I: специальный крепеж (допуск 10% окончательного натяга).

Класс II: для затяжек повышенной точности (допуск ± 10% от номинального момента затяжки).

Класс III: для обыкновенных стандартных затяжек (допуск ± 20% по отношению к номинальному моменту затяжки).

Для стандартного крепежа см. Таблицу 3. Для остальных моментов затяжки см. Приложение Б.

2.3. Инструмент.

Перечень используемого инструмента приведен в Приложении Г.

Общие положения.

Инструмент подразделяется на 3 категории:

– универсальный инструмент;

– специальный инструмент;

– инструмент, изготавливаемый на местах.

Их назначение определяется тремя категориями:

категория 1: инструменты для техобслуживания и текущего ремонта;

категория 2: инструменты для капитального ремонта.

Примечание.

  • Стандартный инструмент, упомянутый в данном руководстве по ремонту, в приведенном списке инструмента не фигурирует.

2.4. Стандартные моменты затяжки болтов и гаек.

Примечание.

  • Указанные в Таблице 3 моменты затяжки соответствуют требованиям стандарта 01.50.4002 и применимы к новым крепёжным соединениям, устанавливаемым насухую, а также к повторно используемому крепежу со смазкой резьбы.

Таблица 3. Стандартные моменты затяжки болтов и гаек.

Величины моментов затяжки в Нм классического крепежа по метрической системе согласно стандарту 01.50.4002 (“Н”: нормальных; “НЕ”: с пояском)
Диаметр и шаг болтов и гаек (мм) Класс затяжки III
Класс прочности 8.8 Класс прочности 10.9
6×1,00 7,5±1,5 11±2,2
7×1,00 15±3 20±4
8×1,00 20±4 30±6
8×1,25 20±4 27±5,4
10×1,00 40±8 60±12
10×1,25 40±8 60±12
10×1,50 40±8 50±10
12×1,25 70±14 100±20
12×1,50 65±13 95±19
12×1,75 60±12 90±18
14×1,50 105±21 155±31
14×2,00 100±20 145±29
16×1,50 160±32 220±44
16×2,00 150±30 220±44
18×1,50 240±48 340±68
18×2,50 210±42 310±62
20×1,50 330±66 480±96
20×2,50 300±60 435±87
22×1,50 450±90 650±130
22×2,50 410±82 595±119
24×2,00 560±112 820±164
24×3,00 510±102 750±150

Таблица 4. Стандартные моменты затяжки винтовых соединений с медными прокладками.

Номинальные моменты затяжки винтовых соединений с медными прокладками
Номинальный диаметр (мм) Момент затяжки (Нм)
8 10±2
10 20±4
12 27±5,4
14 32±6,4
16 40±8
18 50±10
22 80±16
24 80±16

Поделиться ссылкой:

Руководства