Технические характеристики. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.
2. Технические характеристики двигателей.
Таблица 1. Техническая характеристика и состав двигателей.
Показатели | ЯМЗ-651 | ЯМЗ-6511 | ЯМЗ-6512 |
Тип двигателя | четырехтактный, с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на автомобиле, передним шестеренчатым приводом агрегатов, с системой рециркуляции выпускных газов (EGR), охладителем отработавших газов | ||
Число цилиндров | 6 | ||
Порядок работы цилиндров | 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4 | ||
Нумерация цилиндров | см. Приложение В | ||
Направление вращения коленчатого вала | правое | ||
Диаметр цилиндров, мм | 123 | ||
Ход поршня, мм | 156 | ||
Рабочий объем, л | 11,12 | ||
Степень сжатия | 16,4 | ||
Допустимые углы кренов двигателя, град., не более: |
|||
продольное | 25 (30*) | ||
поперечное | 25 | ||
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 303 (412) | 266 (362) | 235 (320) |
Номинальная частота вращения, мин⁻¹ | 1900 ± 25 | 2000 ± 25 | |
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 1911 (195) | 1765 (180) | 1569 (160) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин⁻¹ | 1200 – 1400 | 1100-1400 | |
Частота вращения холостого хода, мин⁻¹: | |||
минимальная | 700±50 | ||
максимальная, не более | 2450 | ||
Минимальный удельный расход топлива при частоте 1100…1300 мин⁻¹, г/кВт·ч (г/л.с.ч) | 193 (142) | 195 (143) | 196 (144) |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт·ч (г/л.с.ч) | 208 (153) | 212 (156) | 216 (159) |
Часовой расход топлива при номинальной мощности, кг·ч | 65 | 58,5 | 52,5 |
Относительный расход масла на угар, % от расхода топлива | не более 0,1 | ||
Способ смесеобразования | непосредственный впрыск | ||
Блок цилиндров | шестицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого чугуна, на нижней части блока установлен усилитель жесткости | ||
Головка цилиндров | общая на шесть цилиндров, чугунная, в процессе эксплуатации контроля затяжки болтов не требуется | ||
Поршень | составной, с головкой из легированной стали и юбкой из алюминиевого сплава, которые соединяются поршневым пальцем | ||
Поршневые кольца |
на поршень устанавливается комплект поршневых колец: – первое компрессионное кольцо износостойкое имеет в сечении 2-х стороннюю трапецию, рабочая поверхность с покрытием хромокерамикой; – второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения (минутное); – маслосъемное кольцо коробчатого типа с витым расширителем, рабочие кромки покрыты хромом |
||
Крышка передняя | из алюминиевого сплава, является несущей деталью для агрегатов, приводимых спереди | ||
Шатун | стальной, с прямым разъемом | ||
Маховик | чугунный, с зубчатым венцом с модулем 3,175 для пуска двигателя стартером | ||
Гильза цилиндра | “мокрого” типа, чугунная | ||
Вал коленчатый | стальной, штампованный, коренные шейки Ø 102 мм, шатунные Ø77 мм, подвергнуты закалке, число опор 7 | ||
Подшипники коленчатого вала: шатунные, коренные | скольжения, со сменными вкладышами | ||
Вал распределительный | стальной, штампованный, с шестеренчатым приводом, число опор 7 | ||
Число клапанов на один цилиндр | два впускных и два выпускных; управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы | ||
Зазор между траверсой и коромыслом, мм: | |||
впускной | 0,4 | ||
выпускной | 0,7 | ||
Высота подъема клапанов, мм | 13,05 | ||
Механизм поворота коленчатого вала | на картере маховика в нижней части имеется отверстие, закрытое пробкой; для проворачивания коленчатого вала необходимо вывернуть пробку и с помощью приспособления 1380 (см. Приложение Г), вставляемого в это отверстие, проворачивать коленчатый вал | ||
Система смазки | смешанная, с “мокрым” картером | ||
Масляный насос | шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1 | ||
Давление масла (в магистрали блока цилиндров) двигателя, прогретого до 80-95 °С, кПа (кгс/см²): | |||
при номинальной частоте вращения | 400-650 (4,0-6,6) | ||
при минимальной частоте вращения, не менее | 100 (1,0) | ||
при срабатывании датчика аварийного давления масла | 60-80 (0,61-0,81) | ||
Система охлаждения масла | жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, выполненный в одном корпусе с фильтром очистки масла и трубкой подвода охлаждающей жидкости к блоку цилиндров, устанавливается на правой стороне блока цилиндров | ||
Масляный фильтр: | |||
грубой очистки | два, полнопоточные, со сменными фильтрующими элементами (650.1012075) | ||
тонкой очистки | центробежный, со сменным патроном | ||
Система охлаждения | жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Оборудована термостатическим устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя, рассчитана на всесезонное применение низкозамерзающих жидкостей | ||
Водяной насос (651.1307010) | центробежный, с встроенным термостатом, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,727:1 | ||
Вентилятор с муфтой включения (651.1308010) | вентилятор с крыльчаткой из пластика и встроенной вискомуфтой с управлением ОТ ЭСУ двигателя | ||
Система топливоподачи | Common Rail System 2 (Bosch) с электронным управлением подачей топлива, обеспечивает давление впрыска топлива до 140 МПа (1400 кгс/см²) | ||
Система управления подачей топлива | 650.3763010 (0 281 020 111) микропроцессорный блок EDC7UC31, фирмы R.BOSCH (Германия) | ||
Жгут форсунок в сборе | 650.3724010 фирмы BOSCH | ||
Жгут датчиков двигателя в сборе | 651.3724012 фирмы BOSCH | ||
Жгут промежуточный в сборе | 651.3724014 фирмы BOSCH | ||
Топливный насос высокого давления | 650.1111005 (0 445 020 086), с шестеренчатым топливоподкачивающим насосом и двумя плунжерными секциями высокого давления, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 0,5:1 модели CP 2.2 +, фирмы BOSCH | ||
Форсунки | 651.1112010, электроуправляемые, фирмы BOSCH | ||
Топливные фильтры: | |||
грубой очистки топлива | полнопоточный фильтр-отстойник с влагоотделителем, ручным топливозакачивающим насосом и сменным фильтрующим элементом; фильтр устанавливается на автомобиле | ||
тонкой очистки топлива (650.1117011)*; (650.1117010)** | полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами (650.1117039) и устройством для автоматического подогрева топлива в холодное время года | ||
Наддув | газотурбинный, с охладителем наддувочного воздуха в теплообменнике типа “воздух-воздух”, установленном на автомобиле | ||
Турбокомпрессор (651.1118010) | с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором, модели S300G. фирмы Borg Warner | ||
Пусковое устройство (650.3708010) | электрический стартер, номинальное напряжение 24 В, номинальная мощность 5,5 кВт, приводится в действие от аккумуляторной батареи общей емкостью не менее 190 А·ч | ||
Генератор (650.3701010) |
переменного тока, номинальное напряжение 28 В, максимальный ток нагрузки 90 А; привод поликлиновым ремнем, передаточное отношение привода 3,2:1 | ||
Реле включения средства облегчения пуска (650.3740010) | модель V23132-B2002-A100 | ||
Заслонка в системе выпуска отработавших газов (651.3570010) | с пневматическим приводом | ||
Компрессор пневмотормозов (650.3509009) | двухцилиндровый, поршневой, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода 1,31:1, производительностью 500 л/мин при противодавлении 0,7 МПа | ||
Электромагнитный клапан привода заслонки EGR | Модели 408850600000000000, фирмы Norgren | ||
Заслонка системы рециркуляции выпускных газов | Модели KS 560052-02, фирмы Klubert&Schmidt | ||
Насос гидроусилителя руля | Модели LF78-25-25-100-R-MMB-78-11 | ||
Габаритные размеры, мм: | |||
длина | 1286 | ||
ширина | 935 | ||
высота | 1126 | ||
Масса незаправленного двигателя, кг | 1030 | ||
Масса заправленного маслом двигателя в сборе в комплектности поставки, кг | 1150 | ||
Заправочные объемы, л: | |||
Система смазки двигателя: | |||
сухой двигатель | 36,4 | ||
с заменой фильтров | 34 | ||
Система охлаждения двигателя (без заправочного объема радиатора) | 36 |
* выполняется для полноприводных автомобилей и других изделий по требованию предприятия-потребителя
2.1. Смазка.
Таблица 2. Давление масла.
Давление масла в магистрали блока цилиндров прогретого двигателя (до 85-90 °С) при номинальной частоте вращения должно находится в пределах | 400-650 кПа |
Смазка | под давлением шестерёнчатым насосом |
Масло
(см. “Руководство по эксплуатации 650.3902150 РЭ”). |
спецификации и рабочие температуры |
2.2. Моменты затяжки.
Определения.
Различаются следующие типы затяжки:
– затяжка с моментом (в Нм);
– затяжка по углу (в °);
– затяжка момент-угол (в Нм +°).
Моменты, заданные в Нм, являются номинальными моментами (средняя величина, рассчитываемая на основе минимального и максимального моментов).
Класс точности затяжки, в зависимости от приложенного номинального момента затяжки, определяет его процентный допуск.
Классы точности затяжки.
Класс I: специальный крепеж (допуск 10% окончательного натяга).
Класс II: для затяжек повышенной точности (допуск ± 10% от номинального момента затяжки).
Класс III: для обыкновенных стандартных затяжек (допуск ± 20% по отношению к номинальному моменту затяжки).
Для стандартного крепежа см. Таблицу 3. Для остальных моментов затяжки см. Приложение Б.
2.3. Инструмент.
Перечень используемого инструмента приведен в Приложении Г.
Общие положения.
Инструмент подразделяется на 3 категории:
– универсальный инструмент;
– специальный инструмент;
– инструмент, изготавливаемый на местах.
Их назначение определяется тремя категориями:
категория 1: инструменты для техобслуживания и текущего ремонта;
категория 2: инструменты для капитального ремонта.
Примечание.
- Стандартный инструмент, упомянутый в данном руководстве по ремонту, в приведенном списке инструмента не фигурирует.
2.4. Стандартные моменты затяжки болтов и гаек.
Примечание.
- Указанные в Таблице 3 моменты затяжки соответствуют требованиям стандарта 01.50.4002 и применимы к новым крепёжным соединениям, устанавливаемым насухую, а также к повторно используемому крепежу со смазкой резьбы.
Таблица 3. Стандартные моменты затяжки болтов и гаек.
Величины моментов затяжки в Нм классического крепежа по метрической системе согласно стандарту 01.50.4002 (“Н”: нормальных; “НЕ”: с пояском) | ||
Диаметр и шаг болтов и гаек (мм) | Класс затяжки III | |
Класс прочности 8.8 | Класс прочности 10.9 | |
6×1,00 | 7,5±1,5 | 11±2,2 |
7×1,00 | 15±3 | 20±4 |
8×1,00 | 20±4 | 30±6 |
8×1,25 | 20±4 | 27±5,4 |
10×1,00 | 40±8 | 60±12 |
10×1,25 | 40±8 | 60±12 |
10×1,50 | 40±8 | 50±10 |
12×1,25 | 70±14 | 100±20 |
12×1,50 | 65±13 | 95±19 |
12×1,75 | 60±12 | 90±18 |
14×1,50 | 105±21 | 155±31 |
14×2,00 | 100±20 | 145±29 |
16×1,50 | 160±32 | 220±44 |
16×2,00 | 150±30 | 220±44 |
18×1,50 | 240±48 | 340±68 |
18×2,50 | 210±42 | 310±62 |
20×1,50 | 330±66 | 480±96 |
20×2,50 | 300±60 | 435±87 |
22×1,50 | 450±90 | 650±130 |
22×2,50 | 410±82 | 595±119 |
24×2,00 | 560±112 | 820±164 |
24×3,00 | 510±102 | 750±150 |
Таблица 4. Стандартные моменты затяжки винтовых соединений с медными прокладками.
Номинальные моменты затяжки винтовых соединений с медными прокладками | |
Номинальный диаметр (мм) | Момент затяжки (Нм) |
8 | 10±2 |
10 | 20±4 |
12 | 27±5,4 |
14 | 32±6,4 |
16 | 40±8 |
18 | 50±10 |
22 | 80±16 |
24 | 80±16 |