Турбокомпрессор. Двигатель ЯМЗ-651 – руководство по ремонту.
6. Турбокомпрессор двигателя ЯМЗ-651
6.1. Неполадки.
Каждый двигатель с наддувом характеризуется определённым шумовым уровнем.
Поэтому многие неисправности могут быть выявлены при изменении обычного шума.
Если шум становится более резким, причиной неисправности может быть утечка воздуха (между турбокомпрессором и впускным коллектором) или выхлопных газов, а также дефект вращающегося вала. Прерывистый шум может объясняться засорением турбокомпрессора или использованием слишком низкого режима мотора по отношению к нагрузке. Появление вибраций может указывать на повреждение вращающегося вала.
Резкое снижение шумового уровня, сопровождающееся появлением черного или сизого дыма на выхлопе, свидетельствует о полном выходе турбокомпрессора из строя.
Во всех подобных случаях следует немедленно остановить двигатель, чтобы предотвратить ещё более серьёзное повреждение двигателя или турбокомпрессора.
6.2. Контроль на автомобиле.
Двигатель на холостом ходу.
Проверить герметичность впускного тракта между воздушным фильтром и турбокомпрессором путём распыления жидкости “Start pilote”. В случае утечек обычно наблюдается увеличение скорости вращения двигателя.
Двигатель на частоте вращения коленчатого вала: 1 200 мин⁻¹.
Проверить герметичность между турбокомпрессором и двигателем при помощи детектора утечек. Проверить, нет ли утечки выхлопных газов (использовать замедлитель на выхлопе), в случае необходимости заменить уплотнения. Утечка выхлопного газа может быть обнаружена по изменению окраски в месте утечки.
6.3. Монтаж-демонтаж турбокомпрессора.
Продуть впускной тракт и убедиться в отсутствии в них посторонних предметов.
Перед затяжкой резьбовых крепёжных деталей выпускного коллектора смазать их резьбу жаростойкой смазочным материалом “Loctite 8009” или “Gleitmo 165”.
Затянуть рекомендуемым моментом (см. Приложение Б).
Внимание.
- Замена турбокомпрессора, причины неисправности которого не выяснены, может привести к новым отказам и серьёзным повреждениям двигателя.
- Запрещается использовать герметизирующие пасты на креплениях каналов смазки турбокомпрессора.
- Перед установкой турбокомпрессора влить свежее масло через отверстие подачи масла и провернуть ротор вручную, чтобы смазать подшипники и подпятник. После установки турбокомпрессора, запустить двигатель и выждать 30 секунд, прежде чем увеличивать обороты.
Рис. 145. Сборка турбокомпрессора.
6.4. Неполадки и их возможные причины.
Внимание.
- Прежде чем сомневаться в качестве работы турбокомпрессора, необходимо убедиться в исправности двигателя и других агрегатов.
Недостаток мощности двигателя:
– засорение воздушного фильтра;
– неисправен охладитель надувочного воздуха (засорение трубок);
– засорены или пережаты впускные воздушные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– засорены или пережаты впускные патрубки наддувочного воздуха (между турбокомпрессором и двигателем);
– попадание посторонних предметов между воздушным фильтром и турбокомпрессором;
– засорение в системе выпуска газов;
– утечка воздуха или выхлопных газов между турбокомпрессором и двигателем;
– поврежден или засорен картер турбины;
– повреждены лопатки колес турбокомпрессора;
– неправильная работа системы регулирования давления турбокомпрессора (разгрузочный клапан).
Черный дым на выхлопе:
– засорение воздушного фильтра;
– засорены или пережаты впускные воздушные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– засорены или пережаты впускные патрубки наддувочного воздуха (между турбокомпрессором и двигателем);
– утечка воздуха или выхлопных газов между турбокомпрессором и двигателем;
– поврежден или засорен турбокомпрессор;
– неправильная работа системы регулирования давления турбокомпрессора (разгрузочный клапан).
Сизый дым на выхлопе:
– засорение сапуна двигателя;
– чрезмерный расход масла;
– повреждена или пережата отводящая топливная трубка;
– поврежден турбокомпрессор;
– длительная работа двигателя на холостых оборотах;
– неисправен пневмокомпрессор.
Ненормальный шум:
– засорение воздушного фильтра;
– недостаточная герметичность соединения между воздушным фильтром и турбокомпрессором;
– засорены или пережаты впускные воздушные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– засорены или пережаты впускные патрубки наддувочного воздуха (между турбокомпрессором и двигателем);
– попадание посторонних предметов между воздушным фильтром и турбокомпрессором;
– засорена или пережата система выпуска;
– утечка воздуха или выхлопных газов между турбокомпрессором и двигателем;
– недостаточная смазка турбокомпрессора;
– поврежден турбокомпрессор;
– недостаточные обороты двигателя по отношению к нагрузке;
– неправильная работа системы регулирования давления турбокомпрессора (разгрузочный клапан).
Чрезмерный расход масла:
– засорение воздушного фильтра;
– засорение сапуна двигателя;
– засорены или пережаты впускные воздушные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– недостаточная смазка турбокомпрессора;
– засорен или пережат отводящий маслопровод;
– повреждение турбокомпрессора;
– длительная работа двигателя на холостых оборотах;
– неисправен пневмокомпрессор.
Наличие масла в воздухозаборных патрубках турбокомпрессора:
– засорение воздушного фильтра;
– – засорены или пережаты воздухозаборные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– неисправность пневматического компрессора.
Наличие масла в воздушных патрубках после турбокомпрессора:
– засорение воздушного фильтра;
– засорение сапуна двигателя;
– засорены или пережаты воздухозаборные патрубки (между воздушным фильтром и турбокомпрессором);
– засорен или пережат отводящий маслопровод;
– повреждение турбокомпрессора;
– длительная работа двигателя на холостых оборотах.
Наличие масла в выпускном коллекторе:
– длительная работа двигателя на холостых оборотах.
Наличие масла в выхлопных магистралях после турбокомпрессора:
– засорение сапуна двигателя;
– засорен или пережат отводящий маслопровод;
– поврежден турбокомпрессор;
– длительная работа двигателя на холостых оборотах.