Меню Закрыть

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Коробка передач.

Четырехступенчатая коробка передач (продольный разрез).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – первичный вал; 2 – крышка подшипника; 3 – манжета первичного вала; 4 – подшипник первичного вала; 5 – сапун; 6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала; 7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала; 8 – картер; 9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III—IV и I -й передач; 10, 15 – вилки включения; 11 – пружина синхронизатора; 12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода; 17 – промежуточный подшипник вторичного вала; 18 – шпилька соединения картера и задней крышки; 20 – рычаг переключения; 21 – уплотнитель; 22 – вторичный вал; 23 – шестерня привода спидометра; 24 – манжета вторичного вала; 25 – фланец эластичной муфты; 26 – гайка; 27 – грязеотражатель; 28 – задний подшипник вторичного вала; 29 – задняя крышка картера; 30 – промежуточная шестерня заднего хода; 31 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 32 – задний подшипник промежуточного вала; 33, 35, 36 – ведущие шестерни соответственно I, II и III передач; 34 – сливная пробка; 37 – промежуточный вал; 38 – нижняя крышка картера; 39 – ведомая шестерня привода промежуточного вала; 40 – передний подшипник промежуточного вала; 41 – болт.

Пятиступенчатая коробка передач (продольный разрез).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – первичный вал; 2 – крышка подшипника; 3 – манжета первичного вала; 4 – подшипник первичного вала; 5 – сапун; 6 – ведущая шестерня привода промежуточного вала; 7 – роликовый подшипник переднего конца вторичного вала; 8 – картер; 9, 14 – скользящие муфты синхронизаторов III—IV и I-й передач; 10, 15 – вилки включения; 11 – пружина синхронизатора; 12, 13, 16, 19 – ведомые шестерни соответственно III, II, I передач и заднего хода; 17 – промежуточный подшипник вторичного вала; 18 – шпилька соединения картера и задней крышки; 20 – вилка включения V передачи; 21 – рычаг переключения; 22 – уплотнитель; 23 – муфта V передачи; 24 – ведомая шестерня V передачи; 25 – шестерня привода спидометра; 26 – манжета вторичного вала; 27 – фланец эластичной муфты; 28 – гайка; 29 – грязеотражатель; 30 – задний подшипник вторичного вала; 31 – болт; 32 – задний подшипник промежуточного вала; 33 – ведущая шестерня V передачи; 34 – промежуточная шестерня заднего хода; 35 – задняя крышка картера; 36, 38, 40, 41 – ведущие шестерни соответственно заднего хода; I, II и III передач; 37 – средний подшипник промежуточного вала; 39 – маслосливная пробка; 42 – нижняя крышка картера; 43 – промежуточный вал; 44 – ведомая шестерня привода промежуточного вала; 45 – передний подшипник промежуточного вала; 46 – болт.

Задняя часть коробки передач с «разорванным пакетом».

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

1 – промежуточный подшипник вторичного вала; 2 – ведомая шестерня передачи заднего хода; 3 – пружинная шайба; 4 – муфта синхронизатора V передачи; 5 – задний подшипник вторичного вала; 6 – пружинная шайба; 7 – гайка; 8 – шестерня привода спидометра; 9 – упорная шайба с маслоотражателем; 10 – ведомая шестерня V передачи; 11 – упорная шайба; 12 – стопорное кольцо; 13 – ступица муфты синхронизатора; 14 – вторичный вал

Описание конструкции.

В настоящее время на автомобили устанавливается механическая, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами для движения вперед и одной передачей для заднего хода. Все передачи переднего хода синхронизированы. Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четырехступенчатой, применяемой ранее. Оба агрегата взаимозаменяемы в сборе. Рассмотрим конструкцию пятиступенчатой коробки передач.

Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками. Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена. Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках).

В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное. Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве. В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения.

В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный. Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов. Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке. Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.

Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе). Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).

Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный. Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач. К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая).

На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач – на втулках. Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой.

Заодно с косозубыми ведомыми шестернями передач переднего хода выполнены прямозубые венцы их синхронизаторов. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты. Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.

Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой. Ступицы синхронизаторов III-IV и I-II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода. На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.

Передача заднего хода не имеет синхронизатора. Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.

С целью повышения надежности с января 2004 года на автомобили устанавливается и поставляется в запасные части модернизированная пятиступенчатая коробка передач. Для фиксации на вторичном вале ведомой шестерни заднего хода и ступицы муфты синхронизатора V передачи вместо шпонки введены эвольвентные шлицы. Удалена втулка под ведомой шестерней V передачи – вместо втулки на вторичном вале выполнены канавки для улучшения смазки. На вторичном вале введено стопорное кольцо, расположенное между ступицей синхронизатора и ведомой шестерней V передачи. Это конструктивное исполнение, получившее название «разорванный пакет», позволило уменьшить (с одиннадцати до пяти) количество деталей, стягиваемых гайкой на вторичном вале, и исключить дефект «самоотворачивание гайки заднего конца вторичного вала». В соединении «вторичный вал – фланец эластичной муфты карданного вала» вместо прямобочных шлицев введены спиральные эвольвентные шлицы. Для повышения надежности работы передачи заднего хода модуль зацепления увеличен с 2,5 до 2,75, что незначительно изменило передаточное число передачи заднего хода. При этом аналогичные детали коробок передач «новой» и «старой» конструкций — вторичный вал, блок шестерен V передачи и заднего ход, ведомая и промежуточная шестерни передачи заднего хода – невзаимозаменяемые.

Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками. Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.

Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода. Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага. Случайное включение заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге. Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз — при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба. В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).

Замена масла.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Перед заменой масла необходимо прогреть его, проехав на автомобиле не менее 10 км.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Шестигранником «на 12» отворачиваем пробку сливного отверстия

и сливаем масло в подставленную емкость. Очищаем магнит сливной пробки, и заворачиваем ее.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 17» отворачиваем пробку заливного отверстия.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Шприцем заливаем новое масло до уровня нижней кромки заливного отверстия.

Заворачиваем пробку заливного отверстия.

Замена манжеты первичного вала.

Снимаем коробку передач (см. «Снятие коробки передач»).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 13» отворачиваем одну гайку в нижней части коробки передач,

а головкой «на 17» отворачиваем еще шесть гаек.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отделяем картер сцепления от коробки передач.

Поддев монтажной лопаткой или отверткой манжету,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

извлекаем ее из гнезда картера сцепления.

Смазав рабочую поверхность манжеты тонким слоем смазки Литол-24,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

запрессовываем ее подходящим отрезком трубы (наружным диаметром 44 мм и внутренним не менее 35 мм).

Сборку проводим в обратной последовательности.

Уплотнительную прокладку между картерами заменяем новой и смазываем тонким слоем силиконового герметика.

Замена манжеты вторичного вала.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Отсоединяем от коробки передач карданную передачу (см. «Замена карданной передачи», с. 104) и сдвигаем ее назад.

Для удобства работы

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления поперечины к кузову, и опускаем заднюю часть коробки вниз до упора.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя ключами «на 19» отворачиваем три гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу.

Для облегчения снятия и установки муфты можно надеть на нее специальный хомут или обмотать скотчем.

Поддев отверткой,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

снимаем эластичную муфту.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем уплотнитель центрирующего кольца.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Съемником снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Используя болт во фланце эластичной муфты как фиксатор, ключом «на 30» отворачиваем гайку крепления фланца на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя отвертками снимаем центрирующее кольцо эластичной муфты.

Отвернув гайку и сняв пружинную шайбу,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

съемником стягиваем фланец эластичной муфты.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Поддев отверткой, вынимаем манжету вторичного вала.

Перед установкой манжеты наносим на ее рабочую кромку тонкий слой смазки Литол-24.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Новую манжету запрессовываем через трубу подходящего диаметра или старую манжету.

Снятые детали устанавливаем в обратной последовательности.

Снятие переднего подшипника первичного вала коробки передач.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Подшипник снимаем для его замены.

Снимаем маховик (см. «Замена задней манжеты коленчатого вала»).

Для снятия подшипника можно использовать простейший съемник. Болт М8 длиной 60-80 мм вставляем головкой в отверстие внутреннего кольца подшипника так, чтобы она зацепилась за заднюю кромку кольца. Расклиниваем болт М8 любым стержнем диаметром 7 мм (можно использовать болт или шпильку М8, сточенные или сплющенные до размера 7 мм). На болт надеваем подходящий отрезок трубы (внутренним диаметром 36-40 мм), большую шайбу и наживляем гайку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Затягивая гайку, выпрессовываем подшипник.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Подшипник и съемник.

Запрессовываем новый подшипник подходящим отрезком трубы, упираясь только на внешнее кольцо подшипника.

Замена привода спидометра.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем болт хомута крепления приемной трубы глушителя к коробке передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отворачиваем гайку крепления гибкого вала привода спидометра.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления привода.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления поперечины к кузову

и опускаем заднюю часть коробки передач вниз, чтобы шпильки вышли из отверстий поперечины.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Смещаем коробку передач вправо и вынимаем привод спидометра из отверстия картера.

Новый привод устанавливаем в последовательности, обратной снятию.

Для замены гибкого вала отсоединяем верхнее крепление троса привода от спидометра (см. «Снятие щитка приборов») и вынимаем его из отверстия передней панели кузова.

Снятие коробки передач.

Работаем на смотровой канаве или подъемнике.

Отсоединяем «минусовый» провод аккумуляторной батареи.

Отсоединяем от коробки передач карданную передачу (см. «Замена карданной передачи») и отводим ее назад.

Снимаем приемную трубу системы выпуска отработавших газов (см. «Замена деталей системы выпуска»).

Отсоединяем наконечники проводов от выводов выключателя света заднего хода.

Снимаем панель радиоприемника (см. «Замена панели радиоприемника»).

В салоне снимаем декоративный чехол и поднимаем его вверх по стержню рычага переключения передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Нажав вниз на рукоятку рычага, шилом или тонкой отверткой извлекаем запорную втулку из канавки стержня рычага

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем стержень рычага.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя отвертками разводим секторы распорной втулки и снимаем ее.

Чтобы не потерять снятые детали, устанавливаем их в стержень рычага, соблюдая последовательность сборки.

Сдвигая и приподнимая коврик, крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза крепления крышки.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем крышку с поролоновым уплотнителем из-под коврика.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 19» отворачиваем болт верхнего крепления картера сцепления с правой стороны.

Аналогично отворачиваем болт с левой стороны.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом или головкой «на 13» с карданным шарниром отворачиваем два верхних болта крепления стартера к картеру сцепления.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 13» с удлинителем отворачиваем нижний болт крепления стартера.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 10» отворачиваем четыре болта крепления крышки картера сцепления.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Рукой или раздвижными пассатижами отворачиваем гайку, крепящую гибкий вал привода спидометра к корпусу привода.

Устанавливаем под нижнюю часть картера коробки регулируемый упор.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 19» с карданным шарниром отворачиваем два болта нижнего крепления картера сцепления.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления поперечины.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем коробку передач, сдвинув ее назад.

Устанавливаем коробку передач в порядке, обратном снятию. Перед установкой наносим на шлицевой конец первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4.

Разборка и сборка коробки передач.

Операции показываем на пятиступенчатой коробке передач. Большинство операций по разборке и сборке четырехступенчатой коробки передач аналогичны.

Сливаем из коробки передач масло, снимаем вилку сцепления и подшипник выключения сцепления. Демонтируем эластичную муфту и фланец со вторичного вала, отворачиваем выключатель света фонарей заднего хода (см. соответствующие разделы).

Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробку передач. Для наглядности эти операции показываем на снятой коробке передач.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и вынимаем механизм выбора передач.

Соединение уплотнено прокладкой.

Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем блокировочную пластину.

Отвернув еще одну гайку,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины.

Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.

Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем корпус рычага переключения передач.

В гнездах корпуса установлены резиновые уплотнительные кольца болтов.

Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.

Снимаем фланец с защитным чехлом и верхнюю прокладку корпуса.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Щипцами снимаем стопорное кольцо.

Снимаем шайбу и пружину.

Снимаем сферическую шайбу

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры.

Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем крышку

и уплотнительную прокладку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I-II передач (при этом включается II передача).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода.

Снимаем прокладку крышки.

Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

поддеваем ролики подшипника отверткой

и вынимаем ролики из сепаратора.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Извлекаем сепаратор.

Поддев крючком наружное кольцо подшипника,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

вынимаем его из гнезда задней крышки.

Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем ведущую шестерню привода спидометра с фиксатором – металлическим шариком

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и маслоотражательную шайбу.

Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить передачу заднего хода или V передачу, освобождаем вилку включения данной передачи. Для этого

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Нажав отверткой на вилку вниз, включаем передачу заднего хода.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода.

Вынимаем болт

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем втулку шестерни V передачи,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

ступицу

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и муфту синхронизатора.

Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

снимаем промежуточную шестерню передачи заднего хода.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

Снимаем крышку и прокладку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки включения V передачи и заднего хода и III-IV передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню передачи заднего хода.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Из паза вала вынимаем шпонку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III-IV передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем шток.

В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

вынимаем его.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I-II и III-IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи – заднего хода и штоком включения III-IV передач).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем шток.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем стопорную пластину.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24».

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач, (см. «Замена манжеты первичного вала»).

Снимаем прокладку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

Снимаем зажимную шайбу подшипника.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и вынимаем подшипник.

При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника.

Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Сдвинув промежуточный вал назад,

вынимаем его из картера коробки передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,

вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Щипцами разжимаем стопорное кольцо

и снимаем его.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем пружинную шайбу.

Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала

и спрессовываем подшипник.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Щипцами разжимаем установочное кольцо

и снимаем его.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо

и снимаем его.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем блокирующее кольцо

и пружину синхронизатора.

Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем вилки включения I-II, III-IV передач.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Поддев двумя отвертками установочное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала, выпрессовываем подшипник.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Вынимаем втулку из шестерни.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем муфту синхронизатора включения I-II передач.

Снимаем ступицу синхронизатора.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III-IV передач.

Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

щипцами снимаем стопорное кольцо.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала).

Снимаем ступицу синхронизатора III-IV передач

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

Основное отличие при разборке четырехступенчатой коробки передач заключается в демонтаже элементов передачи заднего хода.

После снятия задней крышки снимаем с вторичного вала его задний (шариковый) подшипник и ведущую шестерню привода спидометра. Затем

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

Основное отличие при разборке четырехступенчатой коробки передач заключается в демонтаже элементов передачи заднего хода.

После снятия задней крышки снимаем с вторичного вала его задний (шариковый) подшипник и ведущую шестерню привода спидометра. Затем

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем вилку включения передачи заднего хода и промежуточную шестерню.

Снимаем со штока включения заднего хода дистанционную втулку.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Съемником снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала

и снимаем ведущую шестерню передачи заднего хода и пружинную шайбу.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Съемником снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Снимаем ведомую шестерню передачи заднего хода и пружинную шайбу.

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками

и надеваем его на внутреннее кольцо подшипника (снятое с вала).

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

Коробка передач автомобилей ВАЗ-2107, -21047.

Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.

Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.

Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.

При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства