Меню Закрыть

Кабина КамАЗ-4308.

Кабина КамАЗ-4308.

Перейти к главной странице руководства:

Кабина автомобилей КамАЗ-4308.

Раздел 7. Кабина.

Автомобили КамАЗ-4308 имеют трехместную кабину без спального места.

Кабина имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию от воздействия дороги. Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.

Двери кабины оборудованы опускающимися стеклами и поворотными форточками. Стекла ветровых окон – безопасные, типа “триплекс”. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол – с электроприводом, состоит из электродвигателя с редуктором, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенного в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.

Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от системы охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха, к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей, позволяют устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года и предохраняют стекла от замерзания.

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией и мягкой обивкой. Сиденье водителя – регулируемое, что обеспечивает оптимальные условия для работы водителя. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.

Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля КамАЗ-4308, повышают топливную экономичность, снижают загрязнение автомобиля КамАЗ-4308 при движении по мокрым дорогам.

Кабина автомобиля КамАЗ-4308 состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицовочной панели и др.) и деталей крепления кабины.

Техническая характеристика кабины.

Масса кабины, трехместной, без спального места, кг 550
Габаритные размеры кабины, мм:  
длина (по крыльям) 1890
ширина (по крыльям) 2482
внутренняя ширина на уровне плеч 2040
высота (с крыльями) 2040
Углы опрокидывания кабины, град.:  
допустимый ограничителем 41
максимальный при снятии двигателя* 61
Угол поворота стеклоочистителей от горизонтали, град. 8-98
Скорость движения стеклоочистителей, двойных ходов в минуту 30, 70
Усилие прижатия щетки стеклоочистителя к стеклу, Н (кгс) 3,43-3,92 (0,35-0,4)
Обмыв ветровых стекол от электрического центробежного насоса, встроенного в бачок
Вместимость бачка омывателя ветровых стекол, л 2
Угол наклона спинки сиденья водителя от вертикали, град. 9…19
Продольный ход перемещения сиденья водителя, мм 135
Угол наклона спинки сиденья правого пассажира от вертикали, град. 12
Ремни безопасности:  
водителя диагонально-поясной РБ 3-44
среднего пассажира диагонально-поясной РБ 3-45
крайнего пассажира поясной РБ ЗС-45
Зеркала заднего вида плоские или сферические, с двумя степенями свободы, крепятся на наружной панели двери
* Для наклона кабины на 61 ° предварительно снять буфер (или фары) и поднять облицовочную панель

Корпус кабины.

Корпус кабины является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.

Корпус кабины цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, предварительно собранных в сборочные единицы: основание, передок, две боковины, задок и крыша. Причем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом. У кабин с одним и двумя спальными местами отличаются только крыша и добавляются надставки боковины и средняя панель задка (собственно спальное место). Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.

В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения балок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.

Крепление кабины.

Кабина крепится к раме в четырех точках с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.

Передние шарнирные опоры (рис. 7-1) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола. Шарнирное соединение между ними позволяет опрокидывать кабину вперед.

Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки. В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.

Крепление кабины заднее (рис. 7-2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из двух продольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закрепленным на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне, а верхней проушиной – в обойме 9 рессоры. К обойме рессоры крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину. Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером, который встроен в амортизатор.

Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля КамАЗ-4308. При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2…259 Н (9,6…26,4 кгс), при ходе отбоя – 895-1271 Н (91,2-129,6 кгс).

Механизм опрокидывания кабины (рис. 7-3) служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.

Механизм опрокидывания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12 (рис. 7-1), которые квадратными концами закреплены в нижних кронштейнах 1 передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов. На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.

Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53°.

Кабина опрокидывается на 41° и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на 61°. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.

Автомобили КамАЗ-4308 имеют механизм подъема и опускания кабины (рис. 7-3) с гидроприводом и ручным управлением. Механизм состоит из ручного насоса, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр. В качестве рукоятки приводного вала насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.

Рис. 7-1. Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – кронштейн нижний; 2 – болт стяжной; 3 – шайба замковая; 4 – палец (ось); 5 – кронштейн верхний; 6 – балка передняя пола; 7 – рычаг торсиона; 8 – опора рычага торсиона; 9 – втулка опоры; 10 – усилитель пола; 11 – поперечина первая рамы; 12 – торсион; 13 – втулка торсиона; 14 – пластина; 15 – вставка поперечной балки пола.

Рис. 7-2. Задняя опора кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – рессора листовая; 2 – болт; 3 – накладка рессоры; 4 – стремянка рессоры; 5 – хомут рессоры; 6 – кронштейн запора; 7 – подушка резиновая; 8 – скоба запора; 9 – обойма; 10 – буфер резиновый; 11 – амортизатор; 12 – кронштейн амортизатора; 13 – кронштейн; 14 – лонжерон рамы.

Рис. 7-3. Механизм подъема и опускания кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – насос опрокидывания кабины; 2 – трубка опускания кабины; 3 – трубка подъема кабины; 4 – правый лонжерон рамы; 5 – гидроцилиндр.

Насос подъема и опускания кабины (ручной, плунжерного типа, одностороннего действия) крепится к правому лонжерону рамы автомобиля.

Максимальное давление, развиваемое насосом 18 МПа (180 кгс/см²).

Управление насосом осуществляется установкой золотника в одно из двух положений – ПОДЪЕМ – ОПУСКАНИЕ. Установка золотника производится рукояткой.

Приводной вал имеет отверстие диаметром 20 мм для монтажной лопатки или воротка, входящих в комплект инструмента на автомобиль. Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси приводного вала при давлении 20 МПа (200 кгс/см²) должно быть не более 38 кгс.

Уровень рабочей жидкости в насосе (кабина в транспортном положении) ограничивается нижней кромкой заливной горловины. В качестве рабочей жидкости используется масло МГЕ-10А.

Рис. 7-5. Цилиндр подъема и опускания кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – грязесъемник штока; 2, 7 – манжеты; 3 – пробка; 4 – стакан цилиндра; 5 – шток; 6 – полукольца штока; 8 – шайба; 9 – гайка; 10 – транспортная пробка; 11 – штифт; 12, 14 – уплотнительные кольца; 13 – втулки манжет; 15 – крышка цилиндра; 16 – гайка крышки.

Цилиндр подъема и опускания кабины (рис. 7-5) снабжен клапанами безопасности (рис. 7-6). На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.

Рис. 7-6. Клапан безопасности.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – корпус; 2 – пружина; 3 – шарик; 4 – пробка.

Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается.

Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятку золотника нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятку установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).

Подъем кабины. Перед подъемом кабины необходимо затормозить автомобиль КамАЗ-4308 стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.

Для подъема кабины в первое положение (на угол 41°) следует установить рукоятку золотника на насосе в положение «Подъем» и, качая приводной вал монтажной лопаткой, поднять кабину. Для предотвращения случайного опускания кабины нужно закрепить стойки ограничителя предохранительной шпилькой 8 (рис. 7-7).

Для опускания кабины следует вынуть стопорную (предохранительную) шпильку, установить рукоятку 6 на насосе в положение «Опускание» и, качая приводной вал 2 монтажной лопаткой, опустить кабину.

Для подъема кабины во второе положение (на угол 61°) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и поднять кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 2 удлинителя. Затем, качая приводной вал насоса монтажной лопаткой, поднять кабину во второе положение.

Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка 7 (рис. 7-7) ограничителя вращается в нижнем кронштейне 6, закрепленном на правом лонжероне рамы. Верхняя стойка 9 через удлинитель крепится в верхнем кронштейне 3, закрепленном на продольной балке 1 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная шпилька 8 между нижней и верхней стойками.

Рис. 7-7. Ограничитель подъема кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – продольная балка кабины; 2 – палец удлинителя; 3 – верхний кронштейн; 4 – гидроцилиндр; 5 – гидропривод; 6 – нижний кронштейн; 7 – нижняя стойка ограничителя; 8 – предохранительная шпилька; 9 – верхняя стойка ограничителя.

Возможные неисправности системы подъема и опускания кабины и способы их устранения.

Причина неисправности Способ устранения
Тугое качание рукоятки насоса или полное заклинивание нагнетательного плунжера. Действие системы не соответствует положению рычагов управления
Неправильное подсоединение наконечников шлангов или неверная установка золотников насоса в своих гнездах Осмотреть систему, переставить правильно наконечники шлангов. Проверить и при необходимости перебрать золотниковые узлы
Засорение жиклера или фильтра Очистить и промыть фильтр и жиклер
Попадание воды в рабочую жидкость и образование ледяных пробок, применение в системе не рекомендуемого масла При наличии льда отогреть и очистить насос, промыть свежим маслом, сменить масло в насосе. Удалить масло из всей системы, заправить систему рекомендуемым маслом
Во время подъема или опускания кабины или запасного колеса систему заклинило (обычно после резкого качания рукоятки насосом)
Закрылся и не открывается клапан безопасности Повернуть рукоятку реверсивного золотника в положение, противоположное проводимой операции, а затем в нужное положение и продолжать операцию
Насос работает (подача есть), но кабина не поднимается (не опускается)
Неисправность предохранительного клапана насоса (не обеспечивает требуемого давления) Снять клапан, не допуская выливания масла из цилиндра или шланга, разобрать, очистить, промыть, отрегулировать на требуемое давление 15-17 МПа (150-170 кгс/см²). Допускается удалять фильтры клапана без их замены
Насос не работает (нет подачи), детали насоса передвигаются без заеданий
Неисправность всасывающего клапана насоса (не закрывается совсем или закрывается неплотно) Вывернуть пробку, вынуть пружину и шарик всасывающего клапана. Осмотреть детали и седло клапана (внутри корпуса). Устранить причину неисправности
Подтекание масла в местах соединений топливных трубок, из-под угольников и пробки всасывающего клапана
Неплотности, износ или повреждение уплотнительных деталей, износ резьбы Подтянуть подтекающее соединение, проверить уплотнительные детали, при необходимости заменить

Механизм запорный кабины (рис. 7-8) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.

Корпус 6 запора крепится к балке задка и продольной балке пола кабины. На оси 9 запора вращается рукоятка 11 запора. Крюк 10 вращается на пальце 8 оси.

При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 14, закрепленному на обойме рессоры, а крюк 10 входит зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса 6 запора к резиновой подушке 13 на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 5 с помощью пружины 4 защелкивается автоматически за скобу.

Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.

Рис. 7-8. Запорное устройство кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – скоба предохранительного крюка; 2 – корпус запора кабины; 3 – ручка рукоятки запора; 4 – пружина; 5 – предохранительный крюк; 6 – корпус запора; 8 – палец; 9 – ось запора; 10 – крюк; 11 – рукоятка запора; 12 – скоба; 13 – резиновая подушка; 14 – кронштейн.

Двери кабины.

Двери кабины открываются вперед, подвешены к передней стойке, и в задней части запираются замком. Дверь состоит из наружной и внутренней панелей, которые по периметру и по контуру окна сварены точечной сваркой.

В нижней части внутренней панели имеется лючок для слива воды из двери, закрытый полиэтиленовой заглушкой. В средней части внутренней панели имеются два люка, предназначенные для монтажа и демонтажа стеклоподъемника, стекла и замка двери, закрытые пластмассовой панелью. К нижней части внутренней панели двери прикреплен пластмассовый карман для мелких вещей.

Уплотнение двери состоит из двух уплотнителей. Первый – это уплотнитель двери из губчатой резины, приклеенный к внутренней панели двери по всему периметру. Своим лепестком он прижимается к боковине при закрывании двери. Второй – это уплотнитель проема двери, выполненный из упругого резиново-металлического профиля, надевающегося на фланец двери, который своей губчатой частью, выполненной в форме трубки, прижимается к внутренней панели двери.

Дверь подвешена к передней стойке кабины на двух навесках. Каждая навеска состоит из двухушковой и трехушковой петель, соединенных осью. Двухушковая петля приварена к внутренней панели двери, а трехушковая крепится четырьмя болтами к передней стойке кабины, внутри которой имеются специальные плавающие пластины, позволяющие осуществлять регулировку навески двери.

Ограничивает дверь при открывании и фиксирует ее в открытом положении ограничитель двери, который представляет собой дугообразный рычаг, шарнирно закрепленный на внутренней панели двери, с резиновым буфером и пластинчатыми пружинами на втором конце, которые входят в зацепление с фиксатором при полном открывании двери.

Устройство запорное двери состоит из замка двери, фиксатора замка, внутреннего привода с ручкой и наружной ручки с кнопкой замка ручки. Замок двери роторного типа (рис. 7-9) с предохранителем и с кнопочным приводом крепится к торцу двери тремя винтами. При нажатии на кнопку наружной ручки двери шток кнопки нажимает на флажок 4 защелки, которая, поворачиваясь, выходит из зацепления с храповиком 2, что приводит к повороту ротора 5 и открытию двери.

Рис. 7-9. Замок двери роторного типа.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – пружины; 2 – храповик; 3 – защелка; 4 – флажок защелки; 5 – ротор; 6 – рычаг тяги; 7 – тяга.

Внутренняя ручка двери связана с замком при помощи привода и тяги 7. Корпус привода тремя винтами крепится к внутренней панели двери. При повороте на себя (вверх) внутренней ручки, сидящей на шлицах оси поводка привода, последний, поворачиваясь и сжимая пружины 1, через тягу 7 привода поворачивает рычаг 6 тяги замка, который, в свою очередь, поворачивает защелку 3, храповик 2, ротор 5 замка. При повороте внутренней ручки двери от себя (вниз) пружина-фиксатор входит в углубление рычага тяги замка и фиксирует данное положение защелки.

Теперь при нажатии на кнопку наружной ручки замок не откроется. При открывании дверей изнутри замок снимается с предохранителя поворотом внутренней ручки на себя.

Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку наружной ручки двери. При повороте ключа (запирании) пластина-запор кнопки своими выступами входит в пазы ручки и не дает возможности перемещаться кнопке. Изнутри при этом дверь открыть можно.

При закрывании двери ротор замка, поворачиваясь, входит в фиксатор, который четырьмя винтами крепится к задней стойке боковины. Плотное прилегание двери к проему обеспечивается двумя положениями храповика; в промежуточном и в положении полного закрытия.

Окна дверей включают опускающиеся стекла и поворотные форточки, которые разделены между собой неподвижными стойками. Стекла дверей – закаленные, полированные. Термообработка обеспечивает прочность стекол, а при ударе стекло разбивается на мелкие тупые осколки. Опускающиеся стекла дверей перемещаются вверх и вниз по направляющим, в которые установлены резиновые уплотнители.

Нижний торец стекла, являясь опорным, впрессован в обойму с резиновой прокладкой. К обойме в середине приварена кулиса стеклоподъёмника.

Поворотная форточка в проеме поворачивается на двух осях. Нижняя ось и гнездо верхней оси форточки через специальную пленку приварены к стеклу токами высокой частоты. Так же приварена к стеклу и ручка запора форточки.

Форточка открывается поворотом ручки на 90°, при этом язычок ручки выходит из зацепления с личинкой запора.

Стеклоподъемник окна двери (рис. 7-10) с тросовым приводом, крепится к внутренней панели двери шестью винтами. Механизмы правого и левого стеклоподъемников взаимозаменяемы.

При вращении рукоятки стеклоподъемника усилие через валик привода 2 передается на шестерню ведущую, которая вращает барабан 1 с намотанным на него тросом 3. Перемещение троса вызывает перемещение обоймы опускного стекла, закрепленной на вертикальной ветви троса.

Привод имеет большое передаточное число (девять-десять оборотов ручки для перемещения стекла в одну сторону), поэтому обеспечена легкость перемещения стекла. Усилие на ручке стеклоподъемника примерно в три раза меньше веса стекла. Стекло фиксируется в любом положении тормозным механизмом, установленном на приводном валике. Тормозной механизм выдерживает нагрузку до 75 кг, приложенную к стеклу в вертикальном направлении.

Ветровое и задние окна кабины.

Ветровое окно кабины состоит из V-образно расположенного стекла. Стекло ветрового окна – плоское, трехслойное, типа “триплекс” (два полированных стекла с прозрачной, бесцветной пластмассовой пленкой между ними).

Применение такого стекла, повышает безопасность для водителя и пассажиров, так как при ударе стекло трескается, но осколки не отделяются от пластмассовой пленки.

Рис. 7-10. Стеклоподъемник тросовый.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – барабан; 2 – валик привода; 3 – трос.

Стекло ветрового окна укреплено по проему окна специальным резиновым уплотнителем. Сечение и твердость уплотнителя подобраны таким образом, что обеспечивается надежное крепление стекла и герметичность соединения.

Уплотнитель плотно прилегает к стеклу и проему по всему контуру и не пропускает воду. Кроме того, для лучшей герметизации, места уплотнения со стеклом и с проемом ветрового окна по всему контуру (или в нижней половине контура) промазаны герметизирующей пастой.

От выпадания из уплотнителя стекла предохраняют замок и окантовка уплотнителя. Два задних окна кабины имеют закаленные полированные стекла.

Рис. 7-11. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – моторедуктор; 2 – жиклер; 3 – насос; 4 – бачок омывателя; 5 – рычаг щетки; 6 – узел передачи.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 7-11) включает в себя электрический стеклоочиститель и омыватель. Управление стеклоочистителем и омывателем осуществляется правым рычагом комбинированного переключателя (рис. 1-5) и реле стеклоочистителя. Для приведения в действие насоса стеклоомывателя поднять рычаг переключателя стеклоочистителя вверх и удерживать его в этом положении не более 10 с. При этом жидкость из бачка 4 подается к жиклерам 2, через которые разбрызгивается на ветровые стекла. После опускания рычаг возвращается в исходное положение.

Рис. 1-5. Комбинированный переключатель.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 – рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя.

Положения рычагов переключателя:

I – Включен указатель правого поворота; II – Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III – Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV – Включен указатель левого поворота; V – Мигание дальним светом (нефиксированное); VI – Включен дальний свет; О – Все выключено; А – Первая скорость стеклоочистителя; В – Вторая скорость стеклоочистителя; С – Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).

Для включения стеклоочистителя перевести рычаг переключателя стеклоочистителя в одно из фиксированных положений. При первом положении рычага переключателя моторедуктор 1 обеспечивает 20…45 двойных ходов рычагов со щетками в минуту, при втором положении – не менее 45 с разностью между первой и второй скоростями не менее 15 двойных ходов в минуту, в третьем – прерывистый режим работы стеклоочистителя.

В выключенном положении переключателя происходит автоматическая укладка щеток в исходное положение.

Вентиляция и отопление кабины.

Вентиляция кабины естественная, осуществляется за счет использования встречного потока воздуха при движении автомобиля КамАЗ-4308. Для вентиляции можно пользоваться поворотными форточками и опускающимися стеклами дверей кабины, а также имеется специальный вентиляционный люк в крыше.

Вентиляционный люк крыши (рис. 7-13) может иметь четыре фиксированных положения, создавая или нагнетающую, или эжекционную вентиляцию.

Отопление кабины (рис. 7-12) – водяное, от системы охлаждения двигателя, с принудительной подачей воздуха к ветровым стеклам, стеклам дверей, ногам и лицу водителя и пассажиров. Радиатор 8 отопителя помещен в нише панели передка с внешней стороны кабины, а два вентилятора с воздухораспределителями размещены на панели передка с внутренней стороны и закрыты пластмассовым кожухом.

Радиатор отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость поступает в радиатор отопителя из головки блока цилиндров по подводящим патрубкам и шлангам 11, 16, 17 через кран 10 отопителя, расположенный на передней панели рядом с радиатором. По подводящему шлангу 11 жидкость поступает в нижнюю часть радиатора, и по сливному шлангу 12 из верхней части радиатора поступает во всасывающую полость водяного насоса. Кран 10 отопителя регулирует количество поступающей в радиатор жидкости из системы охлаждения двигателя и приводится в действие гибким тросиком от верхнего рычажка на щитке привода под панелью приборов слева от водителя. При крайнем левом положении рычажка — кран полностью перекрыт. Жидкость из системы охлаждения двигателя не поступает в радиатор отопителя – отопление выключено. Перемещая рычажок в крайнее правое положение, плавно увеличиваем количество подаваемой в радиатор жидкости, тем самым увеличиваем интенсивность отопления.

Нельзя полностью перекрывать кран отопителя при отрицательных температурах окружающего воздуха зимой во избежание замерзания радиатора, а при более низких температурах кран отопителя рекомендуется полностью открыть.

Эффективность отопителя зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При температуре жидкости ниже плюс 75 °С эффективность отопителя резко падает.

Наружный воздух через решетку облицовочной панели поступает к радиатору 8 отопителя, нагревается и вентиляторами через воздухораспределитель подается по шлангам 4, 5 к соплам 3 обдува ветрового стекла, к вращающимся воздухораспределителям 1 на панели приборов и при поднятой заслонке распределителя к ногам водителя и пассажиров. Воздухонаправляющие воздухораспределители на панели приборов могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 360°, что позволяет направлять воздушный поток на окна дверей, на водителя и пассажиров или дополнительно на ветровое стекло.

Заслонки воздухораспределителей приводятся в действие гибкими тягами от двух нижних рычажков на щитке привода слева от водителя. Нижний рычажок управляет левым воздухораспределителем, верхний – правым.

Рис. 7-12. Система отопления и вентиляции кабины.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – распределитель горячего воздуха; 2 – привод управления отоплением; 3 – сопло обдува ветрового стекла; 4 – шланг обдува бокового стекла; 5 – шланг обдува ветрового стекла; 6 – трос управления левой заслонкой распределителя; 7 – трос управления правой заслонкой распределителя; 8 – радиатор отопителя; 9 – трос крана отопителя; 10 – кран отопителя; 11 – шланг передний подводящий отопителя; 12 – шланг отводящий отопителя; 13 – шланг сливной; 14 – радиатор двигателя; 15 – кран сливной; 16 – труба подводящая отопителя; 17 – шланг средний подводящий отопителя; 18 – патрубок отбора воды; 19 – электродвигатели; 20 – люк вентиляционный.

При крайнем левом положении рычажков заслонки воздухораспределителей подняты, воздух подается к ветровым стеклам, дефлекторам и к ногам водителя и пассажиров. При крайнем правом положении рычажков заслонка закрывает отверстие в нижней части воздухораспределителей и воздух поступает только к соплам обдува ветрового стекла и к вращающимся дефлекторам на панели приборов. Промежуточными положениями рычажков можно добиться оптимального распределения воздушных потоков по кабине. Мощность воздушного потока, поступающего через радиатор в кабину, можно регулировать, изменяя частоту вращения электродвигателей 19 вентиляторов отопителя. Электродвигатели 19 управляются левой верхней кнопкой на щитке выключателей панели приборов. Кнопка имеет три фиксированных положения; вентиляторы выключены, первая скорость и вторая скорость вращения вентиляторов. При температуре наружного воздуха до минус 10 °С достаточно для отопления кабины встречного напора воздуха, и лишь при очень низких температурах необходимо включать электродвигатели вентиляторов на максимальную частоту (это обеспечивает нормальный температурный режим в кабине и увеличивает срок службы электродвигателей). При эксплуатации автомобиля КамАЗ-4308 летом, когда перекрыт кран отопителя, следует перекрыть доступ воздуха через радиатор отопителя в кабину крышкой радиатора.

Рис. 7-13. Люк вентиляционный крыши.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – рычага; 5 – упор рычага; 6 – облицовка люка; 7 – ручка люка; 8 – кронштейн крышки люка; 9 – козырек вентиляционного люка; 10 – кронштейн люка; 11 – усилитель вентиляционного люка; 12 – крышка кабины. I – закрытое положение крышки люка; II, III, IV – три открытых положения крышки люка.

Сиденья кабины.

Сиденье водителя (рис. 7-14) одноместное, с механизмом подрессоривания торсионного типа и гидроамортизатором, с регулировками жесткости подвески, продольного перемещения и угла наклона спинки. Подрессоривание сиденья водителя осуществляется пластинчатым торсионом, установленным в трубе 7.

Один конец торсиона закреплен наглухо, другой соединен с рычагом механизма регулировки жесткости подвески.

При качании рукоятки 2 регулировки происходит или закручивание торсиона для увеличения жесткости подвески, или, наоборот, уменьшение закручивания торсиона. Для этого, сев на сиденье, надо оттянуть рукоятку 2 и повернуть ее вокруг оси так, чтобы виден был знак “+” или “-” соответственно. При движении по неровной дороге колебания сиденья гасит гидравлический телескопический амортизатор 6, установленный за спинкой сиденья и укрепленный одним концом на основании сиденья, а другим – в поперечине остова сиденья. Амортизатор однотрубной конструкции, газонаполненный, неразборный. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья – 88 мм. Подвеска рассчитана на вес водителя 491-1275 Н (50-130 кгс).

Продольное перемещение сиденья водителя осуществляется передвижением верхних направляющих 17 вместе с механизмом подрессоривания и сиденьем по нижним направляющим 11, прикрепленным к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 15, удерживающим сиденье в одном из десяти фиксированных положений. При нажатии на рычаг 16 стопора он выходит из соответствующего паза гребенки 12 и освобождает сиденье.

Пружина возвращает стопор в обратное положение. Величина хода сиденья – 135 мм.

Угол наклона спинки сиденья водителя можно регулировать, выбирая одно из трех фиксированных положений спинки: 9, 14 и 19° от вертикали. Фиксируется положение спинки язычками кронштейнов спинки, которые входят в пазы гребенок на обеих боковинах спинки. При нажатии на рычаг 5 гребенки спинка освобождается и фиксируется в новом положении. Подушка 1 и спинка 8 сиденья водителя выполнены из латексной резины или формованного пенополиуретана толщиной 50-70 мм, на чашеобразном основании из листовой стали. Обивка подушки и спинки выполнена в двух вариантах: из тисненой искусственной кожи или из ткани с поперечной прострочкой батонов. Крепится обивка к фланцу основания пружинными скрепками.

Сиденье водителя установлено в отверстия пола кабины и закреплено болтами, приваренными к нижним направляющим 11, и самоконтрящимися гайками с наружной стороны кабины.

Рис. 7-15. Сиденье пассажирское.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – спинка; 2 – боковина сиденья; 3 – подушка; 4 – инструментальный ящик.

Рис. 7-14. Сиденье водителя.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – подушка; 2 – рукоятка механизма регулировки жесткости подвески сиденья; 3 – спинка; 4 – боковина сиденья; 5 – рычаг гребенки; 6 – амортизатор; 7 – труба торсиона; 8 – остов сиденья; 9, 10 – рычаги шарниров подвески; 11 – направляющие нижние; 12 – гребенка; 13 – пружина возвратная; 14 – тяга; 15 – стопор; 16 – рычаг стопора; 17 – направляющие верхние; 18, 20 – поперечины рычагов; 19 – основание.

Среднее пассажирское сиденье не имеет подвески и не регулируется. Подушка среднего сиденья (унифицированная с сиденьем водителя) крепится к жесткой подставке, а спинка, также унифицированная с сиденьем водителя, откидывается вперед, чтобы обеспечить доступ на спальное место. В верхнем положении спинку удерживают две цилиндрические пружины. Сиденье закреплено к полу четырьмя болтами, приваренными к основанию подставки сиденья.

Сиденье крайнего пассажира (рис. 7-15) установлено на инструментальном ящике. Для доступа к инструментальному ящику спинка имеет возможность складываться вперед. Далее спинка с подушкой откидывается на шарнирах в сторону водителя.

Термошумоизоляция и обивка кабины.

Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией. Для поглощения вибрации и шума от работающего двигателя и дороги с внутренней стороны панелей кабины приклеена листовая виброизолирующая мастика.

Для изоляции кабины от высоких температур двигателя снизу к полу крепится термоизоляция из стекловолокна с блестящей теплоотражающей нижней поверхностью из алюминиевой фольги. Термоизоляция прижата к полу проволочным каркасом. Для снятия термоизоляции необходимо отогнуть усики, прижимающие каркас к полу.

Сверху на полу в качестве термоизоляции уложена слоистая текстильно- битумная плита. Нижний битумный слой приварен к поверхности пола. Сверху к ней приклеена текстильно-битумная плита битумным слоем вверх.

Поверх термошумоизоляции пола уложены коврики: в задней части – из искусственной “кожи с искусственным войлоком, в передней части, под ногами – резиновые. Коврики прижаты к полу сиденьями, порожками.

Термошумоизоляция передней части кабины состоит из многослойного гофрированного картона, обшитого водонепроницаемым картоном, и крепится к передку резиновыми кнопками.

Термошумоизоляция боковин, задней части и крыши представляет собой плиты

из супертонкого стекловолокна, приклеенные к панелям в один-два слоя.

Поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи, дублированной пятимиллиметровым слоем пенополиуретана с внутренней стороны, приклеенная к каркасу обивки из перфорированной древесноволокнистой плиты. Обивка крепится к усилителям панелей или специальным держателям полиэтиленовыми скрепками.

Принадлежности кабины.

Ремни безопасности (рис. 7-16). Кабины имеют места крепления ремней безопасности и могут быть оборудованы ремнями безопасности для всех трех сидений.

Сиденье водителя и крайнее правое пассажирское сиденье оборудованы диагональнопоясными ремнями безопасности 1, 3, а среднее пассажирское сиденье – поясным ремнем безопасности 2.

Диагонально-поясной ремень безопасности водителя крепится в трех точках: сзади в верхнем углу боковины и к полу справа и слева от сиденья.

Диагонально-поясной ремень крайнего пассажира крепится одним концом к боковине в заднем верхнем углу и другими концами к полу справа и слева от сиденья. Поясной ремень безопасности среднего пассажира крепится справа и слева от сиденья к полу, причем правое крепление поясного ремня среднего пассажира объединено (к одному кронштейну) с левым креплением диагонально-поясного ремня крайнего пассажира.

Все места крепления ремней безопасности снабжены усилителями 18, 6 и 8, приваренными к панелям облицовки боковины и пола. К усилителям приварены гайки (M10XU5), к которым изнутри кабины на полу приворачиваются кронштейны 5, 9, 14 крепления ремней безопасности. К кронштейнам болтами (с дюймовой резьбой) крепятся тяги 7, 10, 13, замок ремней и ушки 4, 12, 15 ремней. Ушки 21 диагональных ремней водителя и крайнего пассажира притягиваются болтами 17 непосредственно к боковинам через специальную втулку 19, компенсирующую толщину обивки.

Рис. 7-16. Ремни безопасности.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – ремень диагонально-поясной безопасности водителя; 2 – ремень поясной безопасности среднего пассажира; 3 – ремень диагонально-поясной безопасности крайнего пассажира; 4, 12, 15, 21 – ушки ремней; 5, 9, 14 – кронштейны крепления ремня; 6, 8 – усилители пола; 7, 10, 13 – тяги ремней; 11 – пол кабины; 16 – боковина кабины; 17 – болт крепления диагонального ремня; 18 – усилитель боковины; 19 – втулка; 20 – обивка боковины; 22 – болт крепления кронштейнов.

Ремни безопасности являются эффективным средством защиты водителя и пассажиров от тяжелых последствий при дорожно-транспортных происшествиях.

На всех моделях автомобилей КамАЗ-4308 (кроме автомобилей для МО) заводом-изготовителем устанавливаются ремни безопасности, поставляемые ф. «Мораван».

Чтобы пристегнуться ремнями, вставьте язычок ремня в замок до щелчка, не допуская при этом скручивания лямок, для отстегивания ремня нажмите кнопку замка.

Ремни безопасности должны использоваться при всех поездках, при этом не допускается пристегивание ремнем ребенка, сидящего на коленях пассажира.

Каждый ремень безопасности используется только одним человеком.

Разборка частей ремня безопасности не допускается.

В случае загрязнения лямок очищайте их мягким мыльным раствором. Гладить ленты утюгом не допускается.

При наличии существенных повреждений ремня (потертость лямки, порезы, неисправность втягивающего устройства), а также, если ремень подвергся критической нагрузке в дорожно-транспортном происшествии, его необходимо заменить ремнем той же модели. Замену ремня безопасности допускается производить эксплуатирующей автомобиль КамАЗ-4308 организацией, либо одним из предприятий сервиса или гарантийного обслуживания автомобилей «КамАЗ», адреса которых указаны в приложении 14. В случае установки потребителем ремня безопасности других фирм или моделей, ОАО «КамАЗ» не несет ответственности за причиненные травмы при ДТП или другой ущерб, в т.ч.

 Комплект зеркал заднего вида (рис. 7-17) состоит из четырех зеркал: двух зеркал заднего вида, зеркала широкоугольного и зеркала бокового обзора.

Зеркала расположены снаружи и крепятся к наружной панели двери. Слева на держателе-дуге устанавливается одно зеркало заднего вида. Справа на дуге – одно зеркало заднего вида и зеркало широкоугольное. Справа над опускным стеклом двери на отдельном кронштейне крепится зеркало бокового обзора, обеспечивающее водителю обзорность дороги у правого переднего колеса.

Рис. 7-17. Зеркала заднего вида.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – зеркало бокового обзора; 2 – держатель дуги; 3 – широкоугольное зеркало заднего вида; 4 – зеркало заднего вида.

Рис. 7-18. Противосолнечный козырек.

Кабина КамАЗ-4308.

1 – козырек; 2 – держатель козырька; 3 – винт регулировочный; 4 – прижим; 5 – накладка зажима; 6 – вкладыш; 7 – корпус зажима,

Зеркала заднего вида и широкоугольное зеркало могут поворачиваться относительно держателя вокруг вертикальной и горизонтальной осей. В рабочем положении держатель-дуга удерживается с помощью специального пружинного фиксирующего устройства кронштейна. На оси кронштейна держатель можно смещать вплотную к двери.

Зеркало бокового обзора устанавливается на шаровом шарнире и имеет широкий диапазон регулирования.

Стекла зеркал – сферические, полированные, с алюминиевым покрытием.

Козырьки противосолнечные (рис. 7-18) крепятся с помощью специальных накладок 5 зажимов с фрикционными вкладышами 6 над ветровым окном.

Держатели 2 козырьков приворачиваются в корпусах этих зажимов, а козырек поворачивается относительно держателя, позволяя тем самым установить нужное положение козырька. Усилие поворачивания козырька должно быть около 49 Н (5 кгс). Для регулирования этого усилия необходимо отверткой подтянуть регулировочный винт на накладке зажима держателя и в местах крепления козырька к держателю.

Козырек выполнен травмобезопасным, из пластмассового каркаса с мягкой обивкой.

Панель приборов – цельнометаллическая, сварная. Передняя часть панели имеет сверху и снизу специальные окантовки для травмобезопасности.

Плоскость панели разделена как бы на три части: левая часть – щиток приборов, крепящийся двумя винтами сверху и на петлях снизу. В средней части стоит щиток выключателей с пепельницей. Щиток выключателей также откидывается вперед на петлях и в верхнем положении удерживается пружинным фиксатором. Правая часть панели приборов занята вещевым ящиком. С боков панели приборов крепятся входные поручни и декоративные пластмассовые накладки.

Ящик вещевой пластмассовый крепится на панели приборов с помощью специальных металлических стоек винтами. Снаружи ящик закрывается металлической крышкой, которая с помощью пружинного механизма ограничителя дверцы ящика постоянно притянута в верхнее закрытое положение. В нижнем открытом положении крышка удерживается этим же пружинным механизмом.

Оперение автомобиля.

К оперению относятся следующие сборочные единицы: облицовочная панель, передние и задние крылья и брызговики, подножки, грязевой настил рамы, различные аэродинамические устройства.

Панель облицовочная передней части кабины выполнена подъемной для обеспечения доступа к расположенным на передке отопителю кабины, устройствам очистки и обмыва стекол, к приборам электрооборудования, пневмосистемам, передним опорам кабины и т.п.

Облицовочная панель состоит из двух панелей (верхней и нижней), соединенных между собой болтами. Нижняя панель имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя. Для большей жесткости обе панели имеют усилители. Вверху облицовочная панель крепится винтами на двух петлях к передку кабины. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами, состоящими из стойки, обоймы и собачки, фиксирующей упоры при поднятой облицовке.

В опущенном положении облицовочная панель запирается двумя замками, которые крепятся в нижней панели облицовки. Замки срабатывают при нажатии на облицовочную панель и открываются при вытягивании облицовочной панели на себя. При плохом фиксировании запоров в нижнем положении облицовочной панели необходимо замок и личинки на передке передвинуть в нужное положение в пределах отверстий, а при необходимости и подогнуть личинки.

Плохое фиксирование упора в поднятом положении облицовочной панели может быть при деформации упорного уголка собачки, приклепанного внутри стойки упора. Для ликвидации этого дефекта необходимо выправить этот уголок и лучше расклепать его на стойке. Упоры должны фиксироваться автоматически при поднятии облицовочной панели и расфиксироваться при поднятии облицовочной панели еще выше и последующем опускании вниз.

Крылья передние состоят из двух частей (передней и задней) и переднего грязевого щитка, крепящихся к кабине болтами с резьбой М8. К задней части крыла, а также к брызговику, отделяющему двигатель от колеса, крепятся резиновые фартуки, а к задней части правого крыла крепится дюралевая ручка для подъема кабины. Внутренняя поверхность крыльев для предохранения от абразивной коррозии напылена пластизолью Д11А слоем 1…2 мм.

Подножки кабины крепятся: верхняя к щитку подножки и к передней части крыла, нижняя крепится через опору к балке буксирных проушин и задней опорой к первой поперечине.

Устройства аэродинамические применяются для улучшения обтекаемости автомобиля КамАЗ-4308, снижения сопротивления воздуха и уменьшения забрызгиваемости кабины при движении по грязной дороге.

Боковые обтекатели крепятся к панели передка в четырех местах.

На крыше автомобиля-тягача могут устанавливаться обтекатель крыши и боковые обтекатели, которые существенно уменьшают аэродинамическое сопротивление воздуха. Параболическая поверхность стеклопластикового обтекателя создает переход от поверхности передней части кабины и крыши к верхней части поверхности тента платформы.

Техническое обслуживание.

Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».

При техническом обслуживании выполняются следующие операции:

– проверить работу стеклоочистителей и омывателя;

– проверить правильность закрепления уплотнителей дверей скобами;

– закрепить подножки кабины, панели крыльев к кабине, щитки подножек и фартуков брызговиков, передние грязевые щитки к кабине, верхние петли передней облицовки кабины, кронштейны зеркал заднего вида, стяжные хомуты шлангов на патрубках отопителя, кронштейны задней подвески;

– смазать оси передних опор кабины;

– проверить состояние и действие запорного устройства и ограничителя механизма подъема и опускания кабины, стеклоподъемников, замков дверей, сидений;

– закрепить рессоры задних опор кабины;

– закрепить оси опор рычагов торсионов;

– отрегулировать при необходимости механизм опрокидывания кабины;

– проверить состояние лакокрасочных покрытий, при необходимости подкрасить;

– проверить состояние и крепление крыльев, подножек, брызговиков;

– проверить работу механизма подрессоривания сиденья водителя;

– проверить действие системы отопления и обдува ветровых стекол.

Смазка осей передних опор кабины.

При наличии пресс-масленок смазка осей передних опор кабины производится до выдавливания свежей смазки.

При отсутствии пресс-масленок допускается смазывать оси опор кабины в следующем порядке:

– опрокинуть кабину во второе положение (61°);

– вывернуть стяжные болты и снять рычаги торсионов;

– подвесить кабину на кран-балке так, чтобы разгрузить оси передних опор;

– поочередно расшплинтовать, вынуть и смазать оси.

Регулирование механизма опрокидывания кабины.

Угол закручивания торсионов регулировать в том случае, если велико усилие для подъема или опускания кабины в исходное положение.

Для регулирования надо увеличить или уменьшить угол закручивания торсиона перестановкой рычагов 7 (рис. 7-1) торсионов на шлицевых концах торсионов 12.

Перестановка рычага на один зуб изменяет угол закручивания торсиона на 7°30′. Кроме того, регулирование угла закручивания торсиона дополнительно можно проводить перестановкой оси с втулкой 9 опоры 8 рычага торсиона.

Опора рычага торсиона имеет два отверстия, и при перестановке втулки 9 в другое отверстие меняется угол закручивания торсиона на 3°45′.

Для удобства регулирования торсионов на шлицевых торцах торсионов и на рычагах кернением нанесены метки. При установке новых торсионов на трехместную кабину метки на торцах торсионов и рычагах, как правило, должны совпадать, а втулки в опорах рычагов торсионов быть в нижнем положении. При установке новых торсионов на кабину со спальным местом рычаги торсионов должны быть смещены на один шлиц в сторону закручивания относительно меток на торцах торсионов.

Для регулирования угла закручивания торсионов опрокинуть кабину на 61°, освободив торсионы от нагрузки. При регулировании угла перестановкой втулок 9 опор торсионов с целью увеличения угла переставить втулки опор рычагов торсионов из верхних отверстий в нижние, а для уменьшения угла сделать наоборот.

В случае регулирования угла закручивания перестановкой рычагов торсионов предварительно ослабить гайки стяжных болтов и переставить рычаги на требуемое количество шлицев (для увеличения угла закручивания – вперед, в сторону опрокинутой кабины). После перестановки рычагов затянуть гайки стяжных болтов.

Следить, чтобы оба рычага были смещены на одинаковое число шлицев относительно меток, а оси опор рычагов находились в одном положении, иначе это приведет к преждевременному износу торсионов.

Опрокидывание кабины на 61° необходимо для обеспечения большего доступа к силовому агрегату, в частности, для снятия двигателя.

Перед тем как опрокинуть кабину на 61°, снять панель фар и фары и поднять облицовочную панель кабины. Затем освободить удлинитель ограничителя подъема кабины, вынув палец 2 (рис. 7-7), опрокинуть кабину на длину удлиненного ограничителя.

Регулирование запорного механизма кабины требуется при слабой фиксации запорных крюков в закрытом положении или при слишком малом усилии, необходимом для отпирания. Для этого вывернуть винт, крепящий подушку (рис. 7-8) на кронштейне скобы запора, установить под подушку дополнительно одну-две или более прокладки.

При техническом обслуживании стеклоочистителей проверить исправность стеклоочистителей. Обратить внимание на равномерность работы стеклоочистителей, укладку щеток в исходное положение, равномерность прижатия щетки и очистки стекла.

Не поворачивать рычаги щеток рукой, так как при этом можно их сместить и при работе щетки будут упираться в уплотнитель ветрового стекла. Не поднимать рычаг на максимально допустимый угол во избежание растяжения пружины рычага.

При хранении автомобилей КамАЗ-4308 на открытых площадках в зимнее время снимать щетки стеклоочистителя, так как они могут примерзнуть к стеклу и резина их быстро разрушается. Перед пуском стеклоочистителя в зимнее время удалить со стекол иней или лед, включив отопитель кабины.

При длительной стоянке автомобиля КамАЗ 4308 на открытой площадке в жаркую погоду щетки также необходимо снимать во избежание растрескивания резины. При этом на концы рычагов надеть кусочки резиновой трубки для предотвращения царапин на стекле. При эксплуатации стеклоочистителей периодически промывать щетки и ветровые стекла обезжиривающим раствором.

Не допускать работу стеклоочистителя при наличии на стеклах сухой пыли и грязи.

Проверить работу омывателя стекла; при необходимости прочистить жиклеры 2 (рис. 7-11). Для чистки жиклера вывернуть зажимной винт и снять кольцо жиклера.

Бачок заполнять смесью воды со специальной жидкостью НИИСС-4, фильтруя жидкость при заливке. Направление струи жидкости регулировать поворотом зажимного кольца сбоку головки жиклера. Для этого отпустить винт, повернуть зажимное кольцо прорезью так, чтобы струя жидкости попадала на стекло в верхнюю часть сектора, описываемого щеткой стеклоочистителя. В этом положении кольцо затянуть винтом.

При техническом обслуживании отопителя перед зимней эксплуатацией проверить состояние радиатора, трубопроводов, шлангов, усилие поворачивания пробки крана 10 (рис. 7-12) отопителя. Если пробка крана поворачивается с большим усилием [более 14,7 Н (1,5 кгс) на рычаг крана], кран разобрать, для этого вывернуть и извлечь тросик управления краном, отвернуть гайку, крепящую рычаг крана, и снять рычаг, вывернуть крышку-втулку крана и вынуть пробку крана. После этого удалить накипь из проходных отверстий, с пробки, проверить уплотнитель, промыть кран. Перед сборкой поверхность пробки смазать смазкой МЗ-10. Собрать кран в обратной последовательности.

При закреплении троса рычажок управления краном должен быть в крайнем правом положении («открыто»), а рычажок крана 10 – также в положении «ОТКРЫТО», то есть максимально повернут по часовой стрелке.

При использовании в качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя воды, по окончании работы слить воду из системы охлаждения двигателя и из отопителя кабины. Для слива воды открыть сливной кран 15 на подводящих трубопроводах отопителя. При этом кабина должна быть в опущенном, транспортном положении, иначе часть жидкости останется в провисающей части подводящего шланга 17.

Следить, чтобы при опущенной кабине подводящий шланг 17 не провисал. Для устранения провисания подводящего шланга ослабить хомут крепления шланга на трубе 16 около сливного крана и насадить шланг глубже на трубу, затем затянуть стяжной хомут.

При засорении или тугом проворачивании сливного крана разобрать кран, вынув замочное кольцо из корпуса под ручкой, и вынуть пробку крана. Детали крана промыть, очистить от накипи, смазать смазкой ЦИАТИМ-201.

Ремонт.

Установка ремней безопасности. Определить точки крепления ремней безопасности к полу (снаружи в этих местах к полу приварены усилители с гайками, а внутри имеются отверстия в термо-шумоизоляции с отгибаемыми язычками в ковриках пола).

Привернуть болтами кронштейны 14 (рис. 7-16) крепления ремней безопасности водителя приварными гайками в сторону сиденья.

Привернуть кронштейны 5 поясных ремней безопасности пассажиров справа от крайнего пассажирского сиденья и слева от среднего пассажирского сиденья приварными гайками в сторону сиденья.

Привернуть двойной кронштейн 9 между средним и крайним пассажирскими сиденьями.

Все кронштейны приворачиваются к полу болтами 22 M10xl,25×20. Гайки на кронштейнах для крепления ремней безопасности – с дюймовой резьбой (7/16″). Гайки на усилителях 18 боковины – с дюймовой резьбой (7/16″).

Для того чтобы найти отверстия в боковинах для крепления ремней безопасности, отмерить 245 мм назад от стыка обивок боковины верхней части (над проемом двери), затем отмерьте вниз от верхнего края обивки боковины 220 мм (для правой боковины). Нащупать в этом месте отверстие в каркасе обивки (диаметр 20 мм) и проделать отверстие диаметром 18 мм в самой обивке. Для левой боковины эти размеры соответственно равны 270 и 80 мм.

Установка тяг, ушков и самих ремней описана в инструкции, прилагаемой к комплекту ремней.

Для снятия кабины:

– поднять переднюю облицовочную панель кабины;

– разъединить штекерную колодку электропроводки подфарников;

– вывернуть болты крепления панели фар и снять ее;

– разъединить штекерные колодки правого и левого пучков электропроводки;

– отсоединить промежуточную тягу тормозного крана от кронштейна, расположенного на левом лонжероне, расшплинтовав и вынув палец тяги;

– отсоединить тягу управления подачей топлива;

– отсоединить гидравлический шланг пневмогидроусилителя сцепления и слить жидкость из гидропривода;

– выпустить воздух из ресиверов контуров и отсоединить все пневмошланги, установленные на кронштейнах передней панели кабины;

– расшплинтовать и отвернуть гайку клина карданного вала рулевого управления, выколоткой из мягкого металла выбить клин;

– отсоединить карданный вал рулевого управления;

– отсоединить трос привода жалюзи радиатора;

– закрыть кран отопителя кабины и отсоединить шланг подвода и отвода охлаждающей жидкости;

– снять замковые шайбы с правого и левого пальцев передних кронштейнов опор кабины;

– открыть запорные устройства с левой и правой сторон, освободить предохранительный крюк и опрокинуть кабину на 41°;

– расшплинтовать и вынуть палец ограничителя подъема кабины, расположенный на кронштейне кабины;

– поддерживая кабину, опрокинуть ее на 61°;

– вывернуть стяжные болты и снять рычаги торсионов;

– расшплинтовать и вынуть палец штока гидроцилиндра подъема кабины, отсоединить гидроцилиндр от кронштейна кабины;

– опустиь стекла дверей и закрыть двери кабины;

– подвести кран-балку и с помощью приспособления захватить кабину за верхние полки дверных проемов;

– поддерживая кабину кран-балкой, расшплинтовать и вынуть палец нижней стойки ограничителя кабины;

– осторожно опустить кабину в первоначальное положение;

– разгрузить ось передних опор кабины, приподняв кабину кран-балкой, вынуть оси из правого и левого кронштейнов;

– поднять кабину кран-балкой и установить ее на подставку.

Снятие передних опор производить только после снятия кабины. Для снятия нижних и верхних кронштейнов вывернуть болты, крепящие их к раме и к поперечной балке пола кабины. Верхние кронштейны крепятся в полу к плавающим пластинам 14 (рис. 7-1) с резьбовыми отверстиями, которые при необходимости можно заменить изнутри кабины через овальные отверстия в полу или через отверстие для рулевой колонки, отогнув фиксирующие их усики вставки 15 балки пола.

При установке нижних кронштейнов следить, чтобы сохранилась соосность отверстий обоих кронштейнов, а окончательно затягивать болты крепления верхних кронштейнов после установки их в нижние кронштейны и соединения их осями 4, но пока кабина еще подвешена и передние опоры не нагружены ее весом.

Снятие и установка дверей. Для снятия двери расшплинтовать палец, соединяющий ограничитель открывания двери с кронштейном на внутренней панели двери, затем вывернуть болты крепления навесок двери с передней стойкой кабины.

Установку дверей проводить с установленным замком и фиксатором замка двери. Перед затяжкой болтов, крепящих навески к стойке, запереть замок во второе фиксированное положение. Чтобы избежать трения между клином замка и фиксатором, перед этим вставить в паз фиксатора какую-нибудь прокладку толщиной 1… 1,5 мм (желательно полиэтиленовую), которую убрать после затяжки болтов навески двери. При этом зазор между дверью и проемом двери по всему проему выдерживается постоянным (6… 10 мм).

Снятие крышки люка внутренней панели двери. Для того чтобы обеспечить доступ к механизмам двери, а также демонтаж механизмов замка, стеклоподъемника, стекол, необходимо предварительно снять крышку люка внутренней панели двери.

Для этого снять внутренние ручки замка двери и стеклоподъемника, для чего нажать на полиэтиленовую розетку 6 (рис. 7-8) под ручкой и вынуть чеку крепления ручки. Потом вывернуть винты крепления крышки люка двери и снять крышку.

Снятие замка двери проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

– снять крышку люка;

– вывернуть три болта крепления привода. Поворачивая привод, вывести его из зацепления с тягой и вынуть через люк;

– вывернуть винты крепления замка из торца двери и вынуть его через люк.

Устанавливать замок в обратном порядке. При сборке привода и замка все трущиеся поверхности и пружины смазать смазкой Литол-24.

Для снятия фиксатора замка вывернуть винты, крепящие его к задней стойке боковины кабины.

При неисправности кнопки замка наружной ручки двери кнопку можно вынуть после снятия наружной ручки. Для снятия наружной ручки вывернуть через люк внутренней панели двери два винта, крепящие ее со стороны внутренней панели двери. При установке кнопки не забывать установить уплотнитель кнопки.

Снятие стеклоподъемника проводить через люк внутренней панели двери в следующем порядке:

– снять крышку люка;

– ручкой стеклоподъемника перевести стекло в такое положение, при котором обойма опускного стекла будет расположена против люка;

– через люк снять зажимную планку, вывернув болты крепления;

– вывернуть винты крепления стеклоподъемника;

– вынуть стеклоподъемник через люк.

При сборке стеклоподъемника все трущиеся поверхности смазать смазкой Литол-24.

Снятие опускающегося стекла двери проводить в следующем порядке:

– снять крышку люка двери;

– снять стеклоподъемник;

– вывернуть винты съемного держателя уплотнителя стекла (под карманом двери) и вывести съемный держатель из зацепления с основным держателем, затем отсоединить его от уплотнителя двери и вынуть через люк;

– вынуть через люк резиновый буфер нижнего упора стекла;

– опустить руками стекло, наклонить и передвинуть вперед так, чтобы оно встало напротив люка;

– вынуть стекло через люк.

Регулирование и снятие поворотной форточки. Стекло поворотной форточки удерживает в любом положении, даже при сильном напоре встречного ветра, пружинный держатель нижней оси. Легкость поворота форточки и надежность ее фиксации можно отрегулировать затяжкой винта держателя, для чего вынуть полиэтиленовую заглушку отверстия под нижней осью форточки и отверткой подтянуть или ослабить регулировочный винт держателя.

Для снятия стекла форточки вывернуть винт держателя и винты, крепящие верхнюю ось форточки. Затем, перемещая форточку вверх, вынуть нижнюю ось из держателя и уплотнителя форточки.

Снятие и установку ветровых и задних стекол проводить одинаково в следующем порядке:

– снять рычаги стеклоочистителей;

– снять резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

– снять металлическую облицовку со стыка окантовки уплотнителя и окантовку уплотнителя по всему периметру;

– нажав руками на верхние углы стекла из кабины, вывести уплотнитель с фланца проема и, отгибая край уплотнителя, снять стекло и уплотнитель;

– очистить уплотнитель от пасты. Для установки стекол:

– смазать пазы уплотнителя свежей пастой;

– отгибая край уплотнителя, вставить в уплотнитель стекло (это удобно делать, наложив уплотнитель на стол лицевой стороной вверх);

– поставить окантовку уплотнителя так, чтобы стык ее был в нижней части окна, и на стык окантовки поставить металлическую облицовку;

– вставить резиновый замок уплотнителя средней стойки окна;

– вложить в паз (предназначенный для соединения уплотнителя с фланцем проема окна) прочную бечевку или шнур, чтобы концы были в нижней части уплотнителя;

– установить стекла вместе с уплотнителем в проем ветрового окна, прижав их снаружи к фланцу;

– удерживая один конец бечевки, тянуть плавно, без рывков за другой ее конец, перетягивая таким образом клапан уплотнителя через фланец проема окна. Для облегчения этой операции можно пользоваться отверткой;

– очистить стекла и проем окна от излишков пасты;

– установить рычаги стеклоочистителя.

При использовании уплотнителя, выполненного из незамкнутого профиля, легче устанавливать стекла, установив сначала уплотнитель в проем, а потом, отгибая края уплотнителя, снаружи вставить сначала одно, потом другое стекло (легче это сделать, вставляя стекла от середины к краям), а затем заправить профиль центральной стойки. После этого вставить саму среднюю стойку, окантовку уплотнителя с облицовкой и замок средней стойки.

Для улучшения герметизации стекла после установки между кромкой уплотнителя и стеклом в нижней половине контура окна можно ввести резиновый клей.

Установку крышки вентиляционного люка крыши проводить в следующем порядке:

– положить крышку 1 (рис. 7-13) вентиляционного люка сверху в проем крыши;

– изнутри или снаружи приподнять переднюю часть крышки и вставить рычаги 3 в проушины кронштейнов 8, 10, причем, подвижным роликом 4 в проушины кронштейнов 8 крышки люка, а затем опустить крышку люка;

– снаружи поднять заднюю часть крышки люка, подав ее вперед, и с помощью отвертки вставить задние рычаги 3.

При возникновении дефекта – выпадание рычагов 3 крышки вентиляционного люка крыши – ликвидировать деформацию кронштейнов 8, в которые упираются ролики рычагов крышки люка.

Для снятия вентиляторов отопителя вывернуть винты крепления кожуха вентиляторов (рис. 7-12), отсоединить выводы электродвигателя 19. Затем вывернуть винты, крепящие резинометаллический фланец электродвигателя к улитке вентилятора, и вынуть электродвигатель с рабочим колесом вентилятора. Вывернуть винт, крепящий рабочее колесо вентилятора на валу электродвигателя, и снять колесо.

При установке выводы электродвигателя соединить с проводами так, чтобы рабочее колесо левого вентилятора вращалось по часовой стрелке, а рабочее колесо правого вентилятора – против часовой стрелки, если смотреть из кабины.

Для этого у электродвигателя левого вентилятора подсоединить черный вывод к зеленому проводу из пучка проводов, а красный вывод электродвигателя – к проводу массы. Для электродвигателя правого вентилятора – наоборот: красный вывод с зеленым проводом пучка, а черный вывод – с проводом массы.

При применении нереверсивных электродвигателей МЭ 226 необходимо отличать электродвигатели правого и левого вращения, и на левый вентилятор необходимо устанавливать электродвигатель левого вращения МЭ 226В, а на правый вентилятор – электродвигатель правого вращения МЭ 226К. При этом зеленый провод из пучка проводов подключить к штекеру на крышке электродвигателя, параллельному плоскости крышки, а провод массы – к штекеру, параллельному оси вращения электродвигателя.

Для снятия привода отопителя снять ручки рычагов крана, управления, вывернув винты их крепления, вывернуть винты крепления привода к щитку под панелью приборов, снять шкалу и привод. Вывернуть винты прижимов оболочек троса, расшплинтовать и снять тросы приводов. Для снятия рычагов отвернуть гайку крепления оси рычагов. При сборке привода гайку на оси ручек привода затянуть так, чтобы обеспечить легкое перемещение ручек, и зашплинтовать ее. Трущиеся части перед сборкой смазать.

При монтаже воздухопроводов шланг, подводящий воздух к левому дефлектору на панели приборов, должен проходить между тягами стеклоочистителя.

Снятие сидений проводить в следующем порядке:

– опрокинуть кабину;

– снять нижнюю термоизоляцию пола;

– отвернуть гайки крепления сидений под полом кабины (по четыре гайки у сидений водителя и среднего пассажира и шесть гаек у сиденья крайнего пассажира);

– опустить кабину и вынуь сиденья.

При установке крепить сиденья только самоконтрящимися гайками.

Все трущиеся поверхности шарниров сидений, пластины торсионов, механизмы перемещения смазать при сборке смазкой Литол-24.

Для снятия обивки кабины:

– снять крючок для одежды, петли шторки спального места, плафон спального места;

– вынуть с помощью отвертки скрепки крепления обивки боковины;

– снять верхние, задние и нижние обивки боковины;

– снять верхнюю часть обивки задка (после снятия уплотнителей стекол задних окон, аптечки);

– снять штабик крыши вокруг вентиляционного люка, вынув пальцы и скрепки;

– снятье плафон освещения кабины;

– снять облицовки гнезд ремней безопасности спального места и направляющую шторы спального места;

– вынуть скрепки крепления задней части обивки крыши и снять ее;

– вынуть скрепки крепления передней части обивки крыши и, подав ее назад, снять ее;

– снять, вынув скрепки крепления, обивку нижней части задка (выполненную из искусственной кожи с искусственным войлоком);

– снять боковые передние термоизоляции, вынув полиэтиленовые скрепки их крепления, а затем обе термоизоляции передка, вынув резиновые скрепки их крепления.

Для снятия обивки и термоизоляции пола необходимо снять сиденья.

Устанавливать обивку кабины в обратном порядке, т. е. сначала термоизоляцию передней панели, потом – боковин, сначала закрепить переднюю часть обивки крыши, потом заднюю, затем обивку задка, потом боковин.

Устанавливать резиновые скрепки лучше с помощью специальной оправки или стержня, вставленного в отверстие скрепки и вытягивающего ее при вставлении в отверстие.

Установку передней части обивки крыши или обивки крыши (кабины без спального места) производить так: вставить переднюю часть обивки под передний усилитель крыши, продвинуть обивку вперед, пока боковые пазы обивки не совпадут с усилителями крыши. Прижать обивку вверх к крыше.

Шилом через крепежные отверстия в обивке нащупать крепежные отверстия в усилителях крыши, совместить эти отверстия и вставлять скрепки. Так же вставлять скрепки и остальных обивок. В четыре отверстия для крепления штабика вентиляционного люка спереди и сзади люка вставить пальцы 5×18 с шайбами и зашплинтовать в верхней части, в другие четыре – скрепки.

Для снятия панели приборов открыть щиток приборов, вывернув два винта в верхней его части, щиток выключателей и отсоединить все приборы и выключатели от проводов, затем вывернуть болты крепления кронштейна предохранителей (в средней части панели приборов). После этого отогнуть скобы, фиксирующие пучок проводов на нижней части панели приборов, и вынуть пучок вместе с кронштейном предохранителей из панели приборов.

Снять шланги с сопел обдува ветрового стекла и дефлекторов обдува стекол дверей (эти шланги удобнее снимать с патрубков воздухораспределителей).

Выверните болты крепления нижних щитков с тягами отопителя кабины, жалюзи радиатора и др. Вывернуть болты крепления панели приборов к боковинам, к двум боковым косынкам, к кронштейну рулевой колонки.

Вывернуть болты крепления панели приборов к панели передка (через проемы щитка приборов, щитка выключателей, вещевого ящика, а если ящик не снят, то снизу, из-под панели приборов) и снять панель приборов.

Для снятия вещевого ящика открыть дверцу, вывернуть винты крепления ограничителя к дверце, винты крепления ящика к нижней стенке панели приборов и к стойкам (изнутри ящика) или отвернуть крепление стоек к панели приборов (если необходимо извлечь стойки) слева, открыв щиток выключателей, вывернуть два винта, а справа – снизу из-под панели приборов – два болта. Вынуть ящик наружу и отвернуть петли дверцы.

Проставка в соединении передней и задней частей передних крыльев может быть поломана. В этом случае срубить или отломить остатки проставки, просверлить сквозное отверстие в обеих частях крыла и, установив между ними металлическую или пластмассовую проставку – распорку с отверстием под болт, стянуть болтом с самоконтрящейся гайкой обе части крыла.

Возможные неисправности стеклоочистителей и замков двери и способы их устранения.

Причина неисправности Метод устранения
Щетка при работе задевает за детали кабины
Неправильная установка рычага на оси Снять гайку крепления рычага на оси, а затем рычаг; включить стеклоочиститель и через 30…60 с выключите; установить рычаг со щеткой так, чтобы щетка была расположена в 10…20 мм от кромки уплотнителя, укрепить рычаг, включить стеклоочиститель и проверить установку рычага
Стеклоочиститель работает на одной скорости
Неисправность переключателя Заменить переключатель
Неисправность моторедуктора (электродвигателя с редуктором) Заменить моторедуктор
Обрыв цепи питания одной из щеток моторедуктора Устранить обрыв
Не включается моторедуктор
Перегорание предохранителя Найти неисправность электропроводов, устранить. Предохранитель заменить
Отказ в работе моторедуктора Заменить моторедуктор
Обрыв цепи питания Устранить обрыв
Плохая очистка ветрового стекла щетками
Износ или старение резины щеток Очистить стекло от масла, промыв его чистой водой или обезжиривающим раствором. Заменить щетки
Тугое закрывание и открывание двери
Не отрегулирован замок двери Отрегулировать замок перемещением фиксатор
Заусенцы на защелке или фиксаторе Устраните заусенцы
Провисание двери Отрегулируйте установку двери
Коробление, повреждение двери Заменить дверь
Отсутствует смазочный материал в замке Смазать все трущиеся поверхности замка
Тугое открывание и закрывание “на предохранитель” внутренней ручкой
Изгиб поводка привода и тяги замка Выправить или заменить тягу и привод замка
Смещен привод замка в крепежных отверстиях Ослабить винты крепления привода замка и, нажав внутреннюю ручку до упора, затянуть винты
Тугое открывание кнопкой замка
Попала грязь или замерзла вода в кнопке Снять наружную ручку и очистить от грязи

Поделиться ссылкой:

Похожие статьи

Руководства